В Дербент на электричке.

Jun 20, 2023 09:28

1. Утро, вокзал. Прибыла электричка из Хасавюрта. Какой все таки востребованный транспорт! Ещё они тут шестивагонные. В миллионном  Ростове - четырехвагонные. А ещё тут нет своего моторовагонного депо. Все приписаны к Минводам, что в 400-х километрах на запад. Сколько ЭД9М тут прикомандировано - трудно сказать. Думаю не больше 10 поездов.




2. На Дербент - самый южный город России, пойдут две электрички. Быстрая и медленная. Я еду на быстрой. Расстояние 125 км. Стоимость билета низкая, всего 150 р. В Петербурге за такое же расстояние около 400р. Не могу разобраться - какая тут пригородная компания.



3. Станция где стоит вокзал все таки называется Махачкала-Порт. Ну а так - едем покорять последний в пределах России, доступный для проезда участок Кавказской ЖД магистрали. Хотя нет, там до станции Самур (граница) еще что-то постояннотоковое ходит, на самом последнем коротком отрезке.
Стоимость проезда не высокая -145 р, за 125 километров пути.



4. Дагестанский пригородный полигон - полностью изолированный. На Чечню пригородного движения нет - может напрасно.



5.



6. Окна открываются вниз. Как классно! Электричка - экспресс, остановок делает немного.



7. Южные пригороды Махачкалы. А горный хребет с этой стороны будет нас сопровождать до самого Дербента.



8.



9. В глубине виден город Каспийск. Тут железная дорога, пользуясь обширной низменностью, довольно сильно отходит от побережья.



10. Предположительно станция Манас.



11.



12. Виды в сторону гор.



13.



14.



15. Встречный прошел.



16.



17. Показалось Каспийское море.



18. Вот где-то здесь я снимал в августе 2010 года. База отдыха "Терек" тут находится на берегу моря.



19.



20.



21.



22.



23.



24. Город Избербаш. Это самая крупная станция между Махачкалой и Дербентом.
В кадре - заброшенный Дагестанский завод электротермического оборудования.



25. Красивый вокзал 1900 года постройки. Из какого-то местного камня.



26.



27.



28.



29.



30.



31.



32. Железнодорожная станция Каякент. Тут меня засекла РЖД охрана. Через некоторое время ко мне подошел помощник машиниста и попросил показать - чего я там наснимал. Глянул и махнул рукой.



33. Северные окраины Дербента.



34. Прибыли. Вероятно это самый красивый вокзал на российской части Кавказа - вокзал станции Дербент.
Построен в 1900 году при постройке Петровско-Бакинской линии жд, которая идет вдоль побережья Каспия.
Построен в стиле модерн, но с южными особенностями, особенно это касается строительных материалов. Здание прекрасно сохранилось во многом благодаря тому, что в этих местах за 120 лет не было больших разрушительных войн. Для того, чтобы сделать фото со стороны станции, спрашивал разрешение у полиции. Станция то фактически пограничная. Таксист, который меня подловил прямо с электрички, чтобы везти смотреть "Лунь", подошёл к полицейским и сказал - " пусть дарагой гость наш вокзал сфотографирует. Почему нэльзя - можно..."



35.



36.



37. Со стороны города вокзал смотрится значительно лучше.



38.



39.



40.



41.



42. После осмотра города прошел по автомобильному путепроводу у северной горловины станции Дербент.



43. Мне все таки удалось сделать несколько снимков станции Дербент. Дело в том, что станция пограничная, стыковая и фотосъемка там практически в наши дни исключена, ну разве что очень красивый вокзал дают снимать.
Сама станция по местным меркам очень крупная, возникла в 1900 году, при прокладке Петровско-Бакинской ветви Владикавказской железной дороги.
Тут было сразу же заложено очень большое паровозное депо и построен крупный красивейший вокзал, по аналогии со станцией Кавказской.
До Баку тут - чуть более 200 километров, что в те времена как раз соответствовало плечу работы паровоза. Да и город крупный заодно рядом. Во времена СССР, когда тянули электрификацию с Северного Кавказа в сторону Закавказья (1978 год), именно в Дербенте была заложена станция стыкования, где заканчивалась "переменка" и начиналась построенная ранее (1973 год) "постоянка", уходящая в Азербайджан (Закавказье).
Грузовые парки и депо находятся южнее пассажирской станции и их видно с платформы. Там в глубине были видны: российский постоянник 2ЭС4К "Дончак" и азербайджанский ВЛ11. "Дончак" видимо работает на коротком отрезке от Дербента до ближайшей станции в Азербайджане, но в основном грузовые составы на Баку забирают локомотивы из Азербайджана. В старом веерном депо стояли ЭП1П и старенький ЧС4Т. Я не смог это сфотографировать - повсюду камеры наблюдения. А вот снять паровоз памятник получилось, он стоит на самой станции у путей.



44.



45.



46. Заметно, что станция стыковая.



47. Гостиница.



48.



49. Железнодорожная больница. 1900.



50.



51. Покидаю самый южный город России. Станция тут особая, пограничная, но немножко сфотать получилось.



52. Сделал также снимки через окно электрички, где в кадр попал прибывший со стороны Махачкалы грузовой на Баку под стареньким ВЛ80Т-2082.
Пассажирского сообщения с Азербайджаном с марта 2020 года к сожалению пока нет. Единственный здешний ПДС, это ежедневный Дербент - Москва, который в Махачкале становится частью общего поезда, Махачкала - Москва.



53. Опять везут пиломатериалы.



54.



55. Обратный путь.



56.



57. Станция Дагестанские Огни.



58.



59. Кажется это кладбище.



60. Водонапорные башни на участке Махачкала - Дербент. Те, что удалось снять. Построены в 1900 году при прокладке дороги.



61. Станция Инчхе. Тут старый вокзал был построен по другому проекту.



62. Услышал фразу в дагестанской электричке: "я тебе на русском языке сказал, что не понял". Родители ребенка воспитывают в вагоне электрички. Вроде бы мелочь...  Я помню так говорили в УССР лет 35-40 назад.



63. Был снава замечен охранниками одной станции со своим фотографированием из окна электрички. И кажется мне приготовили встречу на станции Махачкала. Но я незаметно вышел из электрички на одну остановку раньше, уже в пределах Махачкалы, откуда уже доехал на маршрутке.
Впрочем может мне показалось. Но решил перестраховаться.



64. Туалеты тут конечно классные.



65.



66. Солнце садится за хребет.



67. ОП "2290 км". Это уже в пределах Махачкалы.



68.



Деталь:
При разговорах с дагестанцами о событиях 80-90-х годов, часто слышал: "А что Москва, а где была Москва - наш Центр?" Они сетовали - почти что жаловались. Никогда ничего подобного не слышал от украинцев. Хохлам "незалежность" - тогда в 91-м хорошо зашла, пока их на бойню не погнали, спустя поколение.

Железная дорога, Поездка в Дагестан 2023, РЖД

Previous post Next post
Up