1. Очень красивая казачья церковь в бывшей станице Александровской, что на восточной окраине Ростова. Бывшая станица вошла в состав города как исторический район под названием - Александровка.
Этот район представляет из себя очень крупный частный сектор, который спускается к Дону в районе жд станции Кизитеринка.
А храм Сретения Господня 1911 года постройки каким-то чудом пережил XX век.
2. Бывшая станица состоит более богатой и благоустроенной верхней части и нижней, которая стоит на склоне к Дону.
3.
4.
5.
6.
7. Сюда даже маршрутка какая-то ходит. А вообще в огромных частных секторах Ростова с городским транспортом неважно. Много таких мест где до ближайшей остановки идти и километр и два. Поэтому без машины тут сложно.
8. Какое старое дерево.
9. Ну что, пошли вниз к Дону, к железной дороге.
10. Ближе к железке частный сектор стал превращаться в трущобы, где десятилетиями ни хрена не делалось.
11. Ну вот река Дон и крымский поезд "Таврия" с бывшим украинским вагонов в голове.
12.
13. Есть такая железнодорожная станция на окраине Ростова - Кизитеринка, Северо-Кавказской железной дороги.
Она узловая, от нее отходит ветка на Ростовский порт, а также северный обход ростовского жд узла, выходящий прямо на Батайск. По нему в обход города на Кавказ идут грузовые поезда.
Возможно это одна из самых красиво расположенных железнодорожных станций в России.
В XIX железная дорога от Воронежа на юг, перед самым Ростовом в течении километров 10 прошла прямо по берегу Дона, с его оживленным судоходством.
Ничего с тех про не изменилось, судоходство на Дону по прежнему интенсивное, а железная дорога Воронеж - Лиски - Лихая - Ростов с тех пор стала важнейшим магистральным ходом, связывающим центр страны с ее югом.
Только вот навигации в этот раз еще не было и Дон был пустой.
Сама станция открылась очень давно, в 1876 году, когда сюда, на нижний Дон подтянули железную дорогу из Воронежа. С тех пор рельсы так и идут в этом месте прямо под горой у берега Дона, возле бывшей казачьей станицы Александровской.
Интересный исторический факт:
"В начале декабря 1917 года под станцией состоялся один из первых боёв Гражданской войны в России - немногочисленные верные присяге казачьи части Войска Донского и добровольцы Алексеевской организации пытались подавить начавшееся в Ростове-на-Дону советское восстание."
14.
15. Все чаще пишут, что электровозы ЭП20 то тут то там, отставляются от работы из-за проблем с запчастями. Мне в Ростове удалось пару раз подловить этот красивый двухсистемник. Один на станции Кизитеринка, что на берегу Дона, другой на станции Ростов-Главный. А вообще снимать поезда в Ростове стало очень стрёмно и лучше этим не заниматься. В тот день на Кизитеринке чуть было не закончилось задержанием и разборками в полиции. Мог бы и не попасть на свой поезд в тот же день вечером, если бы это затянулось. Но всё обошлось, я вовремя оттуда ушел.
16. Тут же в Кизитеринки восточная конечная ростовской городской электрички. Вот только ходит она не слишком часто.
17. От Дона исходил холод. Март месяц же.
18. На Ростов-Главный.
19. Грузовой со стороны Новочеркасска.
20.
21. Тем не менее уже были рыбаки. Один из них при мне поймал рыбешку на грамм 200 и почему-то сразу отпустил. Я не понял этот "маневр".
22. Был я тут недолго, снял три поезда и быстро ушел. Последним поездом, который я сфотографировал, был грузовой под ВЛ80С зеленого цвета. Вот его машинист скорее всего и сдал меня, я это каким-то образом почувствовал. У меня развита интуиция. Уже наверху в лабиринтах частного сектора Александровки я видел полицейский автомобиль УАЗ "Патриот".
А теперь перенесемся западнее, на границу бывшей станицы Александровской и Нахичевани, которая проходит как по глубокой Кизитериновской балке.
23. Железная дорога Москва - Ростов по Кизитериновской балке делает петлю и уходит от Дона на север, в район завода Сельмаш.
Слева виден путь, который идет от восточного жд моста через Дон, образуя восточное железнодорожное кольцо в Ростовском узле.
Видно какое-то строительство коммуникаций. Возможно это связано с тем, что в этих пересеченных местах которые столетиями не видели инженерных коммуникаций, началось крупное жилищное строительство, требующее канализацию и водопровод.
24. Старый частный сектор в Кизитериновской балке. Условия жизни тут - так себе.
Викимапия определяет как - поселок Кирилловский, населенный частично цыганами.
25. Крупный ЖК "Красный Аксай", построенный недавно на месте снесенного завода. Мы к нему подойдём.
В 2017 году, когда я тут гулял в предыдущий раз, его только строили.
26. Район севернее Викимапия определяет так:
"Берберовка - армянская Нахаловка. Народное старое название северно-восточной части Нахичевани, которая расположена ниже нынешнего проспекта Шолохова в яме. Криминальный райончик. Где заканчивается Нахичевань, а начинается Берберовка не знает даже старожил. Традиционно границей считается улице Буйнакская."
Но всему этому кажется постепенно приходит конец - идет строительство новых ЖК.
27. Река Кизитеринка.
28.
29. Восточный край Нахичевани.
Памятник художнику Мартиросу Сергеевичу Сарьяну, уроженцу Нахичевани.
30. Старый мост над балкой.
31.
32.
33.
34. И вот во всю эту тихую местную жизнь, которая складывалась тут с XIX века, если не раньше, ворвался новый современный ЖК.
35.
36.
37. Раньше тут был машиностроительный завод "Красный Аксай". Теперь логотип завода - логотип жилищного комплекса.
Выпускал завод сельхозтехнику, а в поздний период даже автобусы, причем совместно с украинскими производителями.
38.
39. Детский садик.
40. И школа.
41. Идем вниз к берегу Дона.
42. И прямо рядом с новым и современным самая настоящая помойка.
43.
44. Вероятно тут все приватизировано и не так просто что-то снести.
45. Дом первой половины XX века.
46. Стихийная свалка мусора. А ведь через эту калитку проходит единственная тропинка к берегу Дона.
47.
48. Однопутный жд мост через Дон и Нахичеваньскую протоку. 1963.
Восточный обход Ростова.
49. Нахичеваньская протока реки Дон.
50. Передний ряд домов.
51. Остатки промышленных подъездных путей.
52. Берег тут кажется почистили от мусора, которого было много в 2017 году.
53. Старая промышленная ветка в Речной порт. Когда то в XIX веке эта железная дорога была самой первой, которая пришла вдоль берега Дона в этот город. Сейчас эта ветка, отходящая от станции Кизитеринка, еще держится на остатках местного порта, потому как многочисленные заводы к которым от нее отходили ответвления, уже давно не существуют, а на их площадках идет жилищное строительство. И тут даже есть какое то движение.
54. Лодочная станция.
55. Переезд 29-й линии Нахичевани и старая заброшенная дореволюционная мельница.
В этом месте всегда был проезд по понтонному мосту на Зеленый остров.
56. Заброшенный Мукомольный завод №2.
Сейчас снесли его большую часть и строят ЖК "Город у Реки"
57. Жд ветка уходит дальше в Речной порт.
58. Заброшенный подземный переход. Появился тут в прошлом веке в связи с частым нахождением на путях стоящего грузового состава.
Здесь проходит старая дорога на Зеленый остров и к пляжам.
59. Старые списанные понтоны от моста через протоку.
60. Мост на остров был сейчас закрыт по неизвестной причине.
61.
62.
63.
64.
65. А вот и движуха.