Санкт-Петербург - Казань. С Николаевского хода на Казанбургский.

Oct 17, 2022 21:01

В Казань из Питера поезд идет чуть менее суток - 22 часа, что довольно быстро по меркам России. Лично для меня в этой поездке интерес представлял Казанбургский ход (Москва - Казань), значительную часть которого этот скорый поезд проходит в светлое время суток. А тут еще и вагон попался последний. В Москве этот поезд остановку не делает, он медленно по соединительной ветке перебирается скрипя и постукивая колесами с ленинградского хода на казанский.

1. Проходим станцию Любань с ее красивым островным вокзалом.

image Click to view



2. Вековка - стыковая станция в лесу недалеко от города Гусь-Хрустальный. Интересно, почему в 80-е годы именно ее сделали стыковой, а не например более крупную - Муром.
4 часа ночи (или утра). Тут я впервые вылез из вагона, несмотря на столь глухое время суток.
Движение тут неплохое. На фото какому-то пассажирскому выдали ЭП2К и он сейчас пойдет на Москву.




3. Утро. Казанбургский ход. 400-й километр от Москвы. Перед станцией Арзамас II.
Пересечение с линией Нижний Новгород - Арзамас I - Красный Узел (Ромоданово). Много раз я ездил по этому мостику, глядя на Казанский ход. Теперь я наконец проехал снизу.



4. Съезд от Арзамаса II в сторону Нижнего. По нему пошла сплотка электровозов.



5. Стоянка в Арзамасе. Тут много людей вышло.



6. Очень большой вокзал у станции Арзамас II. Эта станция появилась сильно позже станции Арзамас I, которая на пересекающей линии и архитектура вокзала тут совсем уж на советскую похожа. Думаю года 1916-го постройки.
Но здание большое. Линия Москва - Казань - Екатеринбург строилась основательно, сразу же как магистральная и под нормальное движение. По факту именно она - самая прямая дорога в Сибирь от Москвы, а не та, что идет севером через Вятку и Пермь и тем более чем южный ход через Самару и Уфу.
Дорогу от подмосковных Люберец на Казань, через Муром и Арзамас, стали строить сильно поздно, после 1909 года, почти перед самой войной и революцией. Почему так вышло - не знаю.
А на Казань до этого, с 1894 года, ездили кружным долгим путем, через Пензу, Рузаевку, Ромоданово и Канаш (тогда Шихраны) и даже моста через Волгу у Свияжска не было - паромом вагоны переправляли. А ветка Зеленый Дол - Казань была изолированная. Такой крупный город империи как Казань, долго не имел надежной транспортной связи со страной.



7. Станция Сергач. Тоже нормальная стоянка - не две минуты. Виден красивый вокзал.
Осень тут более глубокая чем в Питере. Светает сильно раньше чем у нас, хотя время тоже московское. Думаю логичнее было бы тут иметь временной пояс Мск+1.



8. Вначале было показалось, что встречных грузовых не сильно много. Уже потом позже, в Казани и Сарапуле, выяснилось что достаточно много их идет по этой важной магистрали.

image Click to view



9. От Москвы 650 км. За бортом республика Чувашия. Красивая местность - Приволжская возвышенность. Перед станцией Канаш видел заброшенный железнодорожный виадук примерно в километре от дороги. Такой же как в Красноуфимске.



10.



11. Станция с сокращенным путевым развитием.



12.



13. Большая узловая станция Канаш (Шихраны), что в Чувашии. По сути это основные транспортные ворота этой небольшой республики, поскольку город Чебоксары находится в стороне и ведет туда тепловозная ветка. Стоянка тут большая - 30 минут. За это время я успел подробно снять станционную торговлю, купить магнитик на память и даже сбегать в голову поезда.
Торговля тут развита и никто не гоняет. А вообще ощущение, что мы наконец въехали в большой национальный край среднего Поволжья, состоящий из нескольких республик, присутствует довольно зримо.



14.



15.



16. Когда-то, до 1912-13 годов, дорога на Казань приходила в эти места как раз от Красного Узла (Ромоданово). Таким образом на этой станции мы вливаемся в старую Московско-Казанскую дорогу, существовавшую с 1894 года.



17.



18. Чувашские сувениры.



19.



20.



21.



22. Поезд Москва - Чебоксары уже получил тепловоз 2ТЭ10М (депо Юдино) и готовится к отправлению на север к столице Чувашии.



23. А это наша тяга, выданная еще в Вековке.



24.



25.



26.



27. Московский ушел, а мы пока стоим.



28.



29. От Канаша до Волги недалеко, кажется всего около 100 километров.



30.



31.



32. Перед станцией Свияжск. К нам подходит Волжская рокада от Ульяновска. Несколько озадачила ее "электрофицированность", ведь линия вроде как тепловозная.



33. И почти сразу же - величественный Романовский мост через Волгу. Длинный, красивый и очень видовой. Построен был в 1913 году по проекту инж. Белелюбского Н. А. и Пшеницкого А. П. При постройке лично императором получил название - "Романовский".
До 1957 года был однопутный. Именно тогда пристроили второй мост. В 2005-11 годах оба моста были капитально реконструированы с заменой ферм.

image Click to view



34. Участок Зеленый Дол - Юдино оказывается трехпутный. И третий путь по которому ходят местные электрички имеет следы более ранней электрификации чем на основном ходу.
Все просто - в Казани с 1970 года существовал свой локальный пригородный полигон постоянного тока. Как в Волгограде.



35. Юдино - кажется самая крупная грузовая станция в Казанском регионе Горьковской дороги. Есть и локомотивное тепловозное депо.
От Юдино отходит ветка на Казань I - самая старая в этих местах, построенная еще в XIX веке. От Юдино же главный Казанбургский ход продолжает свой путь на восток на Агрыз и Екатеринбург, немного цепляя северные промышленные окраины Казани.
По поводу главного хода далее на Екатеринбург, остается добавить, что заканчивали его строительство в 1915-18 годах, причем как Красные так и Белые колчаковцы, настолько дорога была остро необходима обеим воюющим сторонам.



36.



37. Прошли по Кировской дамбе вдоль водохранилища и прибыли на станцию Казань I. Я тут в этот раз оказался впервые в жизни, поскольку по северному обходу Казани несколько раз уже проезжал.



38. Сразу же бросилась в глаза общая ухоженность всех построек и элементов инфраструктуры. Столица Татарстана давно славится своим богатством и почти что столичным размахом и это ощущается с первых же шагов на железнодорожном вокзале.



39. Вид на запад.



40.



41. Вокзальный конкорс, который не является как обычно - наглухо закрытым. В нем оказалось много мест, через которые можно было сделать снимки вокзала и самой станции.




42. Вид далее на восток. Через Казань I проходит отдельная ветка, которая возвращается к главному ходу перед станцией Дербышки, что уже за городом. Но построили ее только в 1928 году, а до этого главная станция города была тупиковой. Думаю, что не все это знали.
Не так давно отсюда построили также ветку в аэропорт, для городской электрички. Он находится южнее города.



43.



44. Привокзальная площадь.



45. И просто потрясающий старинный вокзал 1894 года постройки, который выглядел как новая игрушка.
Я его примерно так и представлял до этого.



46.



47. Здание транспортной прокуратуры республики Татарстан.



48. Транпортно-пересадочный терминал изначально построенный в 1967 году, но в нулевые годы капитально реконструированный и принявший нынешний вид.



49. Шикарный вид на здание со стороны города.



50.



51.



52.



53. Зайдем ненадолго внутрь.



54.



55.



56.



57.



58.



59.



60. И выйдем к первому пути.



61.



62.



63. Архитектура Привокзальной площади Казани.
Главным косяком конечно является отсутствие метро у станции Казань I. Оно проходит у Кремля примерно в километре отсюда. Но зато метро есть на транзитном вокзале Казань II, который стоит на основном ходу Москва - Екатеринбург в северной части города.



64. Управление Казанского отделения Горьковской дороги. 1936 год. Само здание в 2005 году было реконструировано.



65.



66. Улица с непривычным названием - Бурхана Шахиди.
И дом построенный в 1980 году. Тоже после реконструкции.



67.



68. Восточный стиль присутствует во всем.



69.



70.



71. Гостиница "Кристалл" на углу с улицей Рустема Яхина. На этот адрес я вызывал яндекс-такси, так с трудом название улицы запомнил.



72.



73.



74. Еще одно здание вокзального комплекса. В нем находятся кассы дальнего следования, залы ожидания, услуги, камеры хранения, гостиница. 1996 год.



75.



76. На этой же станции спустя трое суток, перед отправлением в Ижевск.
Тупики западного направления. "Переменнотоковые" элки на станции Казань I. Для меня они в некоторой степени - экзотика, потому как живу в Петербурге. А вообще элки переменного тока для России скорее исключение чем правило - большинство самых крупнейших городов страны находятся в зоне постоянного тока. Их суммарно выпущено сильно меньше чем электричек постоянного тока.



77. Куйбышевское водохранилище у самой станции Казань I. Вернее это затопленные земли с мелководьями и островами. До середины прошлого века, пока не было ГЭС в Жигулёвске, Волга протекала несколько в стороне от города Казань



78. Прибывает поезд Киров - Кисловодск. Я так понимаю он шел через Ижевск, где к тепловозу прицепили электровоз. Тепловоз этому поезду ещё понадобится, потому что он пойдет на юг по тепловозной линии либо на Ульяновск, либо на Саранск.



79. Все, покидаю Казань и мой путь лежит дальше на восток. В город Ижевск, который расположен в 340 километрах ближе к Уралу. Решил ехать скоростной электричкой Казань - Кизнер - Ижевск. Причем по Кизнеру она меняет свою нумерацию становится как бы "другой" электричкой. Время в пути 6 часов, билет стоит 700 рублей, в поезде свободная посадка, как в обычном пригороде. Сама электричка 2013 года выпуска. А вообще для таких межрегиональных маршрутов не мешало бы на Горьковскую дорогу и "Ласточек" из закромов Родины подкинуть. Из Казани дневная "Ласточка" не повредила бы и на Нижний.



80.


Волнуюсь немного. Ведь с Ижевском у меня связаны довольно специфические личные воспоминания. В предыдущий раз я прибыл в столицу Удмуртии в 20-х числах февраля 2014 года, сразу же после госпереворота в Киеве. Приехал тогда практически налегке, из за того, что когда все случилось я находился вне Киева, в Черниговской области.
Были очень сильные опасения, что бандеровцы быстро перекроют границы и слинять из страны не получится. Мое психологическое состояние тогда было ужасным - ещё вчера у меня был дом, малая родина и 47 лет жизни на той земле, а сегодня все это растворилось в адском дыму майдана. Вспоминаю тот период как адский кошмар. Меня даже похмелье не брало, я его просто не ощущал.
В Ижевске я тогда пробыл 40 дней, и по тихому вернулся в Киев в апреле того же года, когда выяснилось что границы пока открыты а подробные списки "врагов Украины" у пограничников пока не составлены. Вернулся, чтобы уже в июне после одесских событий, начала войны на Донбассе, уехать в Россию уже навсегда, в этот раз уже с огромным багажом. Во второй раз это был город Санкт-Петербург. Так что Ижевск в некотором смысле был моей первой попыткой, которая вышла комом.

81. Еще засветло. Карта Казанского жд узла на одной из станций. Хорошо виден "казанский железнодорожный карман", отходящий от главного хода. До появления станции Казань II (Восстание), все транзитные поезда заходили в него обязательным порядком.



Да, поездка в обычных а тем более дальних электричках в провинции это те ещё наблюдения. Пьяная компания в вагоне. Не буянят, но шумят. Охранники высаживать их не стали, потому как местность вокруг малонаселенная, а следующая электричка утром. Не Подмосковье. в 22-00 уже въехали в пределы Удмуртии. Основная масса пассажиров сошла ещё до станции Вятские Поляны.
Электропоезд ЭД9Э , повышенной комфортности, оборудованный большим туалетным модулем. 2013 года выпуска - лучшее что есть в Казани из пригородных поездов. Шесть вагонов. Розеток нет. Темнота за окном и скука.

Железная дорога, Татарстан, РЖД

Previous post Next post
Up