Морской город Владивосток обладает совершенно потрясающим вокзалом, который был построен в супермодном русском стиле тогда в 1912 году по проекту архитектора Владимира Плансона, причем прямо на берегу бухты Золотой Рог.
Ничего подобного я еще не видел и кажется он не имеет аналога на всей сети русской колеи "1520". Вокзал двухуровневый, совмещенный с Морвокзалом. Причем задумывалось все так, чтобы можно было пройдя всего 100 метров пересесть из поезда на пароход и отправится например в Японию.
Сама станция и путевое развитие находятся на нижнем ярусе, ближе к уровню моря, а здание своим вторым этажом имеет выход в город, на улицу Алеутскую. Сам центр города находится чуть выше жд станции по уровню. Немного это напоминает Севастополь, но тут все сохранилось в целости с дореволюционных времен.
Станция Владивосток-Пассажирский крупная, электрифицированная в стандарте 25кВ, имеет грузовое движение со стороны порта и тупиковой не является. Жд ветки идут от нее дальше на полуостров Эгершельд, с его причальными стенками и всевозможными промзонами. Железная дорога во Владивостоке повсюду, она своими щупальцами она пробирается до самых дальних уголков самых удаленных бухт и заливов. Есть городская электричка.
Станция построена в 1891-93 годах, при этом была выполнена довольно сложная из-за непростого рельефа задача по прокладке путей прямо в центр города. Где-то они проходят прямо под улицами города, где-то в скальной породе приходилось делать выемки. Опять же - все очень похоже на Севастополь.
Но этот вокзал не самый первый, который появился тут в 1893 году. Фото самого первого вокзала, архитектора Базилевского внизу поста.
Его капитально перестроили в 1912 году. И в связи со строительством Ярославского вокзала в Москве, на другом конце света и самой магистрали, вокзал во Владивостоке по проекту инженера Плансона расширили и надстроили по образу и подобию Ярославского, создав на обоих концах транссибирской железнодорожной магистрали архитектурно схожие здания вокзалов. При этом был небольшой период до 1918 года, когда столицей ещё являлся Петербург-Петроград, при котором имелись формальные основания считать Московский вокзал Северной столицы - началом Великого сибирского пути. Тогда по маршруту Петербург (Петроград) - Владивосток ходил "Сибирский экспресс". Кстати я именно по этому маршруту и проехал в этот раз - не через Москву.
1. Прогуляемся по нижнему ярусу этой легендарной станции, как будто мы только что прибыли сюда на транссибирском экспрессе.
Паровоз на постаменте - первое что встречаете на платформе. Паровоз Еа-3306, произведен в США в 1944 году. Списан в 1995 году.
2. Ну и конечно вот этот легендарный километровый столб, до которого многие мечтают в Европейской России доехать. Его собрат близнец стоит в Москве, на Ярославском вокзале, за тридевять земель отсюда.
3. Формально это так, но фактически сама станция Владивосток и жд ветка за ней, уходит на несколько километров южнее по полуострову Шкота и заканчивается где-то на военно-морских складах обычным скучным тупиком.
4.
5. Обычно все поезда дальнего следования, а их не так много на самом деле, прибывают на эту центральную платформу.
6. Идет погрузка почтово-багажного поезда на станции Владивосток-Пассажирский. Вот такие поезда для жителей Европейской России, где все близко, не совсем привычны. Не ходят они у нас. Ну разве что те, которые из Сибири прибывают. Ну вот его и снаряжают, перед отбытием в Европу.
7.
8. Таблички на здании вокзала на нижнем ярусе.
9.
10.
11.
12. Здания камер хранения и туалета, построенные тоже в 1912 году.
13. Багажное отделение станции. Постройка 1911 года.
14. Вид на это же здание со стороны города.
15. Электровоз ЭП1, которые таскают пассажирские и почто-багажные поезда на громадном участке от Мариинска до Владивостока и Находки.
16. А теперь поднимемся на верхний ярус, с которого собственно и есть выход в город по пешеходному мосту.
Вот тут здание вокзала предстает перед нами во всей своей красе.
17. Привокзальная площадь находится по ту сторону здания. Да и она совсем небольшая.
18.
19. Вид на здание с другой стороны. Вот этот переход над путями с залом ожидания внутри, придает островному зданию вокзала особый колорит.
20. Фасад здания.
21.
22.
23. Зайдем внутрь.
В советское время оригинальный облик здания был сильно испорчен и его вновь вернули во время капитальной реставрации, которую завершили в 1996 году.
24.
25. Небольшой музей в одном из залов.
26.
27. Зал ожидания в переходе над путями.
28.
29.
30.
31.
32.
33. Интересное панно на потолке главного зала железнодорожного вокзала во Владивостоке. На нем изображена Москва где у кремля вместо звезд двуглавые орлы, при этом люди одеты явно не как в начале прошлого века - именно в этой части картины. В другой как раз показана эпоха Российской империи. Получилась некая воображаемая Россия, которая могла бы быть, если бы не две революционные катастрофы произошедшие в прошлом веке. Изображение призвано символизировать единство огромных пространств России от Москвы до Тихого океана.
34.
35.
36.
37. Интересная карта Транссиба в зале Владивостокского вокзала. Очень подробная и разобранная на отдельные ветки в европейской части страны. Интересно, что ход на Харьков через Лиски и Купянск тоже есть и обозначен как продолжение Южно-Уральского хода.
Кстати поезд Харьков - Владивосток еще 10 лет назад кажется еще ходил. Еще скажу, что город Санкт-Петербург выглядит чисто географически самым логичным началом этой магистрали, по ветке через Вологду.
Ведь когда закончили строительство магистрали в начале прошлого века, столицей был Петербург.
38.
39.
Теперь немного самой станции Владивосток.
40. Перед станцией Владивосток железная дорога проделывает довольно сложный путь от берега Амурского залива к берегу бухты Золотой Рог, через центральную часть города с ее плотной застройкой.
Двухпутная дорога проложена в такой вот выемке. Впереди виден путепровод под улицей Адмирала Фокина.
41. А это так называемый Семеновский виадук под перекрестком улиц Семеновской и Алеутской. Построен в 1908 году.
42. Сама станция при выходе из под самого длинного Светланского виадука. Тут железная дорога вообще проходит под самой центральной улицей города.
Виадук находится под нами, а на снимке - горловина станции.
43. Вот тут Светланский виадук немного виден.
44. Местная электричка ЭП3Д, которые поступили сравнительно недавно.
45. Вид с пешеходного моста на город. Виды - шикарные, бьют наповал всякого, впервые приехавшего в этот морской город.
46. Электровоз 3ЭС5К "Ермак" на станции Владивосток-Пассажирский. Привлек внимание расположением своего депо. Это Чита Забайкальской дороги - не ближний свет, тысячи три километров, если не ошибаюсь. Вот как далеко забираются по единому Сибирско-Дальневосточному полигону переменной тяги
47. Во Владивостоке на вокзале не тупик, как например в Севастополе. Дальше на полуострове Шкота (Эгершельд) расположена крупная грузовая станция, где формируют в основном составы с морскими контейнерами. Вот поэтому на местном жд вокзале наличие грузовых электровозов, либо даже их транзитный проход с составами, совсем не редкость.
48.
49. Морской порт имеет прямое соседство со станцией.
50. Вот туда еще долго тянутся пути и парки с составами.
Осмотрим Морской вокзал и что собственно вокруг вокзала.
51. Свято-Преображенский кафедральный собор, который стоит на главной площади города и вначале Корабельной набережной - одна из архитектурных доминант привокзальной териитории.
Тут в кадр попала жд ветка к станции Луговая, которая образовывает железнодорожное кольцо с линией, которая идет от Первой Речки к Луговой через тоннель имени Сталина.
Но ее кажется редко используют. Слева немного видно главную улицу города - Светланскую.
52. И боевые корабли Тихоокеанского флота, причем самые большие, тоже стоят рядом с вокзалом. Крейсера "Варяг" к сожалению в бухте не было, он в походе.
53. Выгрузка техники с кораблей прямо у здания Морвокзала.
54.
55. Современное здание Морского вокзала построено в 1959-1965 годах. Вид на него с нижнего яруса.
56.
57.
58. Вид на город от Морвокзала.
59.
60. Золотой мост украсил бухту в 2012 году и стал символом города.
61.
62. Здание на Привокзальной площади с изречением Ленина. "Владивосток далеко, но ведь это город то - нашенский".
63.
64.
65. Бывшее административное здание управления Уссурийской железной дороги постройки начала XX века.
66. Железнодорожная петля на станцию Луговая. Идет вдоль всей Корабельной набережной.
67. Историческое фото. Японские войска во Владивостоке.
68. Первый вокзал. Снимок самого начала XX века.