В продолжении темы вагонных заводов в регионе #69 (Тверская область). Их там на самом деле два и про один я уже немного рассказал в позавчерашнем посте.
Но есть еще один, несколько менее известный, но тоже крупный, в городе Торжке.
Разумеется побывав в этом старинном городе, мы не могли пройти мимо и не осмотреть снаружи сам завод и район где он находится.
Торжокский вагоностроительный завод расположен в восточной части города, рядом с железной дорогой и недалеко от жд станции Торжок. Около завода расположен крупный по местным провинциальным меркам жилой микрорайон "Вагонник", где мы тоже немного прогулялись.
У этого завода очень насыщенная история, хоть и предприятию чуть больше 100 лет.
"Завод ведёт отсчёт своей истории с марта 1916 года, когда был сформирован в городе Торжке "Первый Коренной парк" железнодорожных войск.
В задачи Коренного парка во время первой мировой войны входили ремонт военного снаряжения и снабжение Северного фронта."
"После революции 1-й Коренной парк полевых железных дорог находился сначала в ведении Наркомата путей сообщения, а затем с 1919 года - Наркомата по военным делам. Здесь же были организованы первые советские железнодорожные курсы, которые стали основой для создания Ленинградского военного училища железнодорожного транспорта."
В 1930 году на предприятии была проведена полная реконструкция, в результате которой устаревший Коренной парк превратился в совершенно новый военный завод, выпускающий продукцию для железнодорожных войск."
В войну предприятие было эвакуировано в Казань, но в 1946 году вернулось в Торжок.
В 1958 году предприятие передали гражданским ведомствам и перешли на выпуск железнодорожных вагонов. При этом Торжокский завод стал филиалом Калининского (Тверского). Но еще долгое время завод специализировался на выпуске особой железнодорожной продукции для нужд обороны, космической и других отраслей далеких скажем так от чисто гражданского сектора.
И только после 1991 года предприятию пришлось осваивать гражданскую продукцию. Торжокский завод стал выпускать электропоезда постоянного тока серии ЭТ2, спроектированные по образу и подобию Рижских электропоездов.
Два наших вагоностроительных завода в Демихово и в Торжке, до сих пор спорят - кто же из них первый выпустил первую чисто российскую электричку.
Именно благодаря этой электричке ЭТ2, об этом предприятии узнали в стране.
90-е и первая половина нулевых стала "золотым веком" для этого предприятия уже в новых непростых рыночных условиях.
За этот период было изготовлено 147 электропоездов (1434 вагона) серии ЭТ2, подавляющее большинство которых поступило на Октябрьскую дорогу, на Петербургский жд узел. Эти электрички и по сей день составляют большинство в Санкт-Петербурге.
Тут же был создан первый в России дизель-электропоезд двойного питания ДТ-1. Но их выпустили немного.
В 2015 году Торжокский завод был признан банкротом и остановился. Но предприятие сохранилось и в конце концов выжило, хоть и сменило собственника на "Трансмашхолдинг".
"В мае 2020 года на площадях бывшего ТорВЗ началось вагоносборочное производство из комплектов, поставляемых Тверским вагоностроительным заводом. В декабре 2020 открылась линия рамно-кузовного производства с целью выпуска мелкосерийной продукции."
Число рабочих на данный момент уже составляет 500 человек.
В перспективе на площадку бывшего ТорВЗ планируется перевести выпуск всей мелкосерийной продукции ТВЗ."
1. Уже на подъезде к станции Торжок мы из окна "Ласточки" увидели площадку предприятия и готовую продукцию.
2.
Но начнем эту виртуальную экскурсию по восточным окраинам города Торжка с микрорайона "Вагонник".
3. Эти дома построены судя по всему в середине-конце нулевых, когда предприятие было на своем пике и имело хорошие деньги, когда у других их не было.
Тогда шел массовый выпуск электропоездов ЭТ2.
Возможно я ошибаюсь - это просто наше предположение.
4.
5.
6.
7.
8. Видна глубокая долина реки Тверца.
1-й переулок Металлистов спускается вниз к мосту через реку.
9. Храм Троицы Живоначальной на высоком противоположном берегу Тверцы. 1760.
10.
11. Есть и тут и деревянные дома похожие на бараки. Некоторые частично или полностью отселенные.
12.
13. Территория вагонзавода рядом - за бетонным забором.
14.
15. Ленинградское шоссе.
16.
17.
18.
19. Цех окраски вагонов.
20.
21. Рамно-кузовной цех и сборочный цех.
22.
21. Остановка возле школы. Это было самое людное место в городе Торжке.
22.
23.
24. Развалины здания построенного в 1875 году.
25.
26.
27. Общежитие.
28.
29.
30. Бассейн "Дельфин".
31. Бывший ДК "Металлист".
32. Главная проходная завода.
33.
34.
35. Улица Энгельса. У проходной стоят автомобили.
36. Новые логотипы - "ТВЗ", "ТМХ".
37. Типовые послевоенные дома.
38.
39. Два пути ведут с территории завода. Этот видимо давно не используется.
40.
41. Переезд у северной горловины станции Торжок.
42. Ветка по которой выкатывают готовую продукцию. Видна также северная горловина станции Торжок.
43. Остатки старой дореволюционной рампы.
44. Главная продукция завода в последние 30 лет. Торжокская электричка - основная рабочая лошадка на Петербургском узле.
Самая первая была выпущена в 1993 году, последняя в 2010.
Мой снимок полуторамесячной давности.