Станция Пенза IV расположена на северной окраине города, на той ветке которая идет на север, к станции Рузаевка, что уже в Мордовии.
Участок Рузаевка - Пенза был построен в 1895 году и сразу же стал частью строящейся важной дуговой магистрали, связывающей Поволжье с юго-западными и южными губерниями страны.
Ныне этот участок однопутный, электрифицирован в 1969 году в стандарте постоянного тока.
Станция имеет старый типовой (примерно как в Арзамасе) дореволюционный вокзал, который сейчас по назначению используется мало - останавливается здесь только редкий пригород до северной границы Пензенской области (станция Булычево).
Дальше до Рузаевки и Саранска пригородного движения нет - регионы не могут между собой договориться, хотя стоят на одной дороге - Куйбышевской. Это конечно полное позорище!
Причем перевозки осуществляются Башкортостанской ППК, электропоездами ЭД4М и ЭТ2М, приписки ТЧ-11 Безымянка, что в Самаре.
Кстати с вокзалом этой станции не везло с самого начала. Жд путь на Рузаевку, который до революции принадлежал Московско-Казанской дороге, построили в 1895 году, а вокзал станции Пенза IV закончили строить только в 1909-м.
Место это всегда особенно людным не было и вокзал пустовал даже 100 лет назад. Это очень красочно описано в исторической справке, которая висит в здании вокзала.
1. Вокзал станции Пенза IV. 1909.
2.
3. Очень интересная историческая справка.
4. Прямой съезд к станции Пенза III построили уже при СССР, в 20-е годы, когда началась индустриализация страны и ход на Донбасс приобрел важное значение.
5.
6. На Рузаевку.
7. Сразу же западнее станции располагается территория бывшего Велозавода (ЗиФ), известного некогда по всему Союзу.
Это производство было закрыто из-за нерентабельности 7 лет назад.
8. От южной горловины станции один путь делая большую петлю, уходит на главную пассажирскую станцию Пенза I. По ней идут как правило пассажирские поезда.
А для грузовых, следующих на юг, от южной горловины есть прямой съезд к громадной стыковой станции Пенза III, которая в городе является самой крупной.
9. Со стороны путей вокзал смотрится интересней.
10.
11. Места тут немноголюдные. Как и 100 лет назад.
12.
13. Рядом со станцией находится промышленный район Пензы, где доминирует старая ТЭЦ-1, запущенная в годы войны, в 1943-44 годах.
Всё вокруг тут родом из прошлого - индустриального XX века, как например эти сталинки постройки 40-х годов.
14. Эти дома чуть помоложе. Строили скорее всего для работников ТЭЦ.
15. И ТЭЦ-1, доминирующая тут среди прочих построек.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23. А восточнее ТЭЦ-1 стоит старая плотина через реку Суру, которая создает подпор воды, из-за которого город по сути стоит на водохранилище.
Плотина Пензенской ТЭЦ-1 была построена в 1959 году.
После капитального ремонта вновь открыта для движения автотранспорта в 2013 году.
Мы тогда немного прогулялись по этой плотине, с которой открываются неплохие виды на город Пензу.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30. Вид на Пензу с севера.
31.
32.
33.
34.