Сегодня ездил по работе за 120 километров от Петербурга, в сторону Приозерска. Это северное направление, в сторону финской границы и Карелии.
Станция Отрадное (не путать с городом), немного не доезжая до Приозерска. Ехать почти 2,5 часа от станции Кушелевка - не слишком близкий путь.
1. А началось все с того, что я утром на станции Кушелевка сфотографировал электровоз "Дончак" 2ЭС4К-111, с составом щебенки. Наверное как раз из Приозерка он и пришел.
Движение кстати на всей линии до Лосево и даже на однопутном участке после Лосево - очень интенсивное. Идут грузовые, электрички, ПДС прошел встречный Костомукша - СПб.
2.
3. Эта идет на Петербург.
4. Прибыли на станцию Отрадное.
И туда и обратно меня везла электричка ЭТ2-001. Тот самый знаменитый "первый российский электропоезд", выпущенный в 1993 году в Торжке. Точная копия "рижанки", ничем не отличается, даже тамбуры ещё по старинке - узкие.
А вот сидения еще не пластиковые как обычно у торжковских, а отделанные дермантином.
В туалете сравнительно чисто, все работает, есть вода, мыло и туалетная бумага. Удивительно для такой старой и заслуженной электрички.
5.
6.
7.
8.
9. Вечером в Кушелевке.
10. Встреча двух поколений.
11. Станция Орехово (Раасули) - бывшая финская граница на Приозерском направлении проходила прямо тут, у этой станции. На северной ее горловине. Тут и сейчас проходит административная граница Приозерского и Всеволожского районов.
Линия госграницы тут проходила гораздо дальше от Ленинграда, чем на побережье Финского залива, где граница была рядом с Сестрорецком.
Для сравнения Орехово от Ленинграда в те годы находилось в 55-60 километрах, а Белоостров и Сестрорецк в 25-ти.
Граница с этим государством на Карельском перешейке, до 1940 года шла от Финского залива на северо-восток, а потом сворачивала к Ладоге.
Если железная дорога на Выборг всегда действовала и был пограничный железнодорожный переход в Белоострове, то линия Ленинград - Приозерск была разобрана в месте границы, сразу же севернее станции Орехово.
12.
13.
14. С финской же стороны последней станцией на их территории была нынешняя платформа "67-й километр", (Нуйала). Она находится примерно в двух километрах севернее станции Орехово.
15.
16. И в добавок фото 30-х. Недействующий перегон в районе советско-финской границы в этом месте.
17. Станция Лосево I, которую открыли совсем недавно при постройке дополнительной линии Лосево - Каменногорск в начале 10-х годов.
Вот только почему на Каменногорск электричку не пустили?
18.
19.
20. Линия на Каменногорск отклоняется западнее.
21. Вуокса.
22.
23.
24. Станция Отрадное (Пюхяярви, по названию озера, до 1948) Приозерского направления от Санкт-Петербурга. Открыта в 1916 году при строительстве железной дороги Хийтола - Петроград.
Это уже однопутный участок Лосево - Кузнечное, который электрифицировали позже, в 1976 году.
На станции Отрадное три пути и часто происходит скрещение поездов. Вот и моем случае нашу электричку пропускал грузовой со стороны Кузнечного.
Кроме этих путей, существовал подъездной путь к песчаному карьеру (закрыт в конце 1980-х в связи с иссяканием запасов песка), начинавшийся от северной горловины станции. От него остались только деревянные шпалы, которые долго еще тянутся по насыпи в северном направлении.
На станции нет касс, а здание вокзала по назначению не используется. В постройке с названием станции размещается пост ЭЦ. Укрыться от холода, жары или дождя фактически негде.
При станции есть небольшой поселок Отрадное, но в 2-х километрах находится более крупный населенный пункт Плодовое (бывш. Larjava), с населением до 1800 человек.
Рядом со станцией находится типичное для Карельского перешейка крупное и сравнительно глубокое озеро Отрадное ( раннее Пюхяярви ("Святое озеро")).
Неплохие места для жизни и отдыха.
25. Пост ЭЦ.
26.
27. Эта станция весьма примечательна тем, что тут сохранились финские постройки именно времен оккупации (1941-44). В частности деревянное здание вокзала, построенное финнами весной 1944 года, перед нашим наступлением, после которого Финляндия вышла из войны и лишилась этих земель.
Довоенный вокзал станции сгорел во время боев в 1941 году и вот к концу оккупации финны решили построить новый. Почему все сохранилось - ответ прост.
28.
29. Бои в 1944 году просто не добрались до этих мест, финская сторона эвакуировалась отсюда уже по условиям перемирия, при которой было запрещено наносить материальный ущерб.
Основные усилия Красной армии летом 1944 года были направлены на овладение Выборгом, это направление, считалось самым важным. А на Приозерском (Кексгольмском) направлении линия фронта к перемирию стояла по Вуоксе у Лосево, что южнее этих мест.
30. Еще сохранилось вспомогательное деревянное здание на станции, а также интересный деревянный дом возле Привокзальной площади.
31.
32.
33. А также рампа для грузов, сложенная из камня вероятно еще в начале прошлого века.
34. Идет тяжелый грузовой под 3ЭС4К на Кузнечное.
35.
36. А за ним электричка.
37. Привокзальная площадь.
38. Дом финской постройки. 20-30-е годы?
39.
40. Северная горловина станции.
41. Озеро Отрадное. (Пюхяярви ("Святое озеро")).
42. Виден остров Таммисаари.
43.
44.
45. Остатки пути к песчаному карьеру.
46. Болото, отделенное от озера жд насыпью.
47.
48.
49. От станции Кушелевка 115 километров. От СПб-Финляндского 120.
50. Станция Пю́хяярви (Отрадное). 30-е годы.
Довоенный вокзал, разрушенный в 1941.
51. Финское фото. Конец июня 1944 года. Снято чуть севернее станции.
После начала нашего наступления в начале июня 1944 года, финское население эвакуируется на поезде с имуществом из районов южнее станции Пю́хяярви (Отрадное).
На это смотрят с тревогой жительницы местного поселка Ларьява (Плодовое).
Скоро этим жителям по условиям перемирия тоже предстоит навсегда покинуть эти места.
Хоть и это жители страны нашего противника, мне очень понятны чувства этих людей, попавших в мясорубку войны.
52.