Жилой квартал города Тольятти, на улице Свердлова, построенный в 1969-72 годах.
Это самые первые кварталы только зарождающегося тогда крупного города автомобилестроителей. Чуть позже эта часть Тольятти получит название - Автозаводский район и станет одним из трех административных районов нового города.
Дома в целом произвели неплохое впечатление. В том же Ленинграде в ту эпоху на спальниках строили поскромнее.
Очень широкие улицы, большие дворовые пространства и все расстояния в городе обратили на себя внимание. Город сильно разнесен по площади.
Такое ощущение, что заранее планировалось, что большая часть жителей будет иметь автомобили. Впрочем в наши дни это так и есть.
В других городах СССР, в ту эпоху строили плотнее.
С юга город омывает громадное Куйбышевское водохранилище на Волге, с очень красивыми прибрежными лесопарками и зонами отдыха. Промзоны находятся на севере Автозаводского района.
Другие два района Тольятти находятся не близко - город просто громадный по площади и по этому параметру даже крупнее Екатеринбурга. Население - 700 тысяч человек.
Районы разделены достаточно широкими лесопарковыми зонами.
Непосредственно к плотине Куйбышевской ГЭС прилегает Комсомольский район города. Еще в городе есть Центральный район, он похоже самый старый, ведь до собственно автозавода, тут начали селиться также строители Куйбышевской ГЭС, которую строили в 50-е.
Помимо автомобильной, в городе также присутствует химическая промышленность. Грузовые парки станции Жигулевское море просто забиты цистернами. Но об этой станции будет отдельно.
Городской транспорт ходит не слишком часто, по крайней мере в тот субботний день нам так показалось.
Мы пользовались услугами недорогого Яндекс-такси, иначе из-за больших расстояний вообще ничего бы не увидели.
К сожалению увидело мало, но хоть какое-то представление, о городе Тольятти, который возник в 60-70-е годы на месте старого Ставрополя-на-Волге, есть.
1. Торговый центр 70- годов на улице Свердлова.
2. Пятиэтажки 1970 года постройки.
3. Улица Свердлова. До автозавода отсюда примерно 2 километра.
4.
5. Зайдем же в самый первый квартал массовой застройки 1969-72 годов.
Викимапия его так и выдает - "1-й квартал массовой застройки Тольятти".
6.
7.
8. Высотка 1972 года. По тем временам весьма круто.
9. Вот она.
В Киеве по крайней мере в 1972 году похожих было - по пальцам пересчитать.
10.
11.
12. Очень просторные дворы.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19. Парадные со сквозным проходом.
20. Стандартные советские бетонные тротуарные плиты.
21.
22. Школа. По иронии судьбы носит тот же номер, что и моя первая киевская - №28.
23.
24.
25.
26. Улица Революционная.
27. Это уже снимал из такси.
28. Движемся вдоль живописного побережья Куйбышевского водохранища. Эта парковая дорога довольно длинная.
29. Видны Жигулевские горы на той стороне водохранилища.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41. Конечная троллейбусов у Речного вокзала.
42. Горловина станции Жигулевское море.
О железной дороге буду писать отдельно.
43.
Проехали также по самому "узкому" участку федеральной трассы М-5 "Урал".
Дело в то, что эта трасса как раз проходит через Тольятти, причем прямо через сам город. Но главное - через плотину Куйбышевской ГЭС, которая является единственным автомобильным мостом во всем этом крупном и густонаселенном регионе (Самарская обл.), причем от Балаково до Ульяновска, это единственный автомобильный переход через Волгу.
Надо ли говорить, что он предельно перегружен, ведь помимо собственно большей части Самарской области, на нем "висит" Башкортостан, Челябинская область и Оренбургская. И через плотину ГЭС идет единственная в этих краях дорога на запад, к Москве.
Впрочем есть вариант ехать из вышеперечисленных регионов через Казань, на там трасса "Волга" тоже перегружена.
Это проблема не местного, а уже федерального масштаба, ибо мост через Волгу южнее Самары с выходом на Сызрань, надо было строить еще лет 20 назад. А то ведь получается, что Московское шоссе в Самаре уходит из города не на запад, а на северо-восток, огибая Самарскую луку, выходя к городу Тольятти с его плотиной на Волге и вливаясь в трассу М-5.
Таксист нас провез от центра Тольятти через плотину ГЭС в город Жигулевск, который стоит на правом берегу Волги, в Самарской луке, как раз напротив Тольятти. Уж больно хотелось осмотреть участок дороги, идущий через плотину - увидеть своими глазами степень загруженности этого участка федеральной трассы.
Из Жигулевска мы уезжали в Самару на электричке, тоже через плотину, с уже совсем другими видами из окна.
На самом деле самым узким местом является даже не плотина, а проход трассы М-5 под железной дорогой у станции Жигулевское море, перед самой плотиной. В связи с чем идет строительство отдельного длинного путепровода для транзитного потока. Он виден на первых фотографиях. И идет оно кажется не слишком быстро и с опозданием как минимум на пару тройку десятков лет.
И еще вот о чем подумалось - о каком таком Якутском мегамосте через Лену может идти речь, пока тут, в европейской России еще остались такие узкие места на дорогах федерального уровня.
44. Строящийся путепровод в Тольятти для трассы М-5.
45. Вот оно - узкое место на трассе М-5.
46. Вот это и есть существующий ныне проезд для всей федеральной трассы М-5.
47. Перед плотиной встречный поток уходит куда-то в сторону, по временной схеме.
48. Громадный элеватор в городе Тольятти.
49.
50. Тут дорога трехполосная. А железная дорога однопутная.
51.
52.
53. Тут четыре полосы. Встречный поток (из Европы) стоит.
54.
55.
56.
57.
58. На правом берегу Волги среди гор. Такое ощущение, будто где-то в районе Новороссийска.
59.
60.
Очень прошу небольшую поддержку для моего блога от друзей и подписчиков.
Карта Сбербанка России: 5469 5500 2433 4598
Яндекс деньги:
410011592201081