Из неопубликованного архива за июнь этого года. Все руки не доходили.
Станция Ярославль-Главный, основные железнодорожные ворота города. Стала таковой по историческим меркам недавно, фактически после войны. И совсем немногие об этом знают.
Существующий капитальный вокзал послевоенной постройки, на самом деле первое крупное здание на этой станции, заменившее старое и совсем небольшое. Да и сама станция до 1952 года, когда построили сей вокзал называлась по другому - Всполье.
А все потому, что самая первая железная дорога в Ярославль пришла вовсе не сюда, а на другой берег Которосли, где и существовала долгое время станция, известная в наше время под названием Ярославль-Московский.
Станция Всполье появилась в 1898 году, когда начала строиться вдоль берега Волги ветка на Рыбинск. Это была первая станция в пределах города, после отделения рыбинской ветки от более главной на то время линии Москва - Кострома.
Но по настоящему расти и развиваться станция Всполье стала после постройки моста через Волгу в 1913 году. Из-за чего сразу образовался магистральный ход на север России и основной поток поездов через город пошел здесь. Тут начали строить солидное путевое развитие, появилось крупное локомотивное депо, сортировка. В итоге получилась главная станция этого крупного волжского города.
Но еще долго станция не называлась собственно "Ярославль" и не имела крупного вокзала, аж до послевоенного 1952 года.
Во время трагических событий лета 1918 года (антибольшевистское восстание), когда было разрушено чуть-ли не полгорода Ярославля, эта станция была базой войск большевиков.
Важное значение играла станция Всполье во время войны. Через нее шло снабжение и манёвр резервами сразу нескольких фронтов, действующих у Москвы и севернее ее. Тут же была крупная эвакуационная база, в том числе и блокадного Ленинграда. Бомбардировщики люффтваффе в 1941-43 годах, летая из под Орла и Брянска, регулярно бомбили Ярославль, доставалось при этом и станции Всполье.
1. Вокзал станции Ярославль-Главный.
"Пассажирское здание вокзала построено в 1952 году (архитектор В. Панченко), а здание билетных касс и подземный переход в 1977 году. Здание вокзала с часовой башней, украшенной знаками зодиака, пример сталинского ампира, в 1955 году подверглось критике в постановлении о борьбе с излишествами в архитектуре.
По объёму пассажирских перевозок, переработки багажа, а также по имеющимся пассажирским обустройством вокзал отнесён к категории внеклассных. Единовременная вместимость вокзала: 1500 пассажиров дальнего и местного сообщения и 300 пассажиров пригородного сообщения."
2. Вся Привокзальная площадь как единый ансамбль тоже сформировалась после войны.
3. Небольшой железнодорожный исторический мемориал возле здания вокзала.
4.
5.
6. В 2008 году у вокзала установлен памятник Савве Мамонтову, имя которого тесно связано с историей Северной железной дороги.
При нем в 1870 году была построена первая железная дорога в эти места, которая пришла туда, где находится станция Ярославль-Московский.
Но дальше на север долгие годы шла только узкоколейка, не имевшая даже моста через Волгу.
7. Вот так выглядел вокзал станции Всполье, который вероятно дожил до 1952 года.
8. Внутри здания. Пригородное расписание довольно приличное. Тут четыре пригородных направления, то что на Рыбинск - неэлектрифицированное.
Электрификация в стандарте постоянного тока сюда пришла из Москвы в 1958 году, а в 1962 году пошла дальше на Данилов, чтобы продолжиться дальше на север 20 годами позже и уже в ином стандарте.
9.
10.
11.
12. Медведь - символ города.
13. Ярославль - главный город Золотого кольца России.
14.
15. На Привокзальной площади.
16.
17.
18. Через станцию идет интенсивное грузовое движение. Причем тут пересекаются два важных магистральных хода. Один самый главный - от Москвы на Архангельск, второй ход - Бологое - Рыбинск - Ярославль - Иваново - Новки, чисто тепловозный обход района Москвы с севера, с выходом на нижегородский ход.
Тут же в Ярославле находится управление Северной железной дороги.
19. Электропоезд постоянного тока ЭД2Т на Данилов.
20. И если действующие электровозы за 30 лет тут не изменились, то электрички еще лет 25 назад тут ходили совсем другие.
Снимок 1991 года. Древняя Ср-3. Они работали чуть-ли не до конца 90-х, пока их не сменили демиховские составы ЭД2Т.
21.
22. На плече в сторону Москвы, от станции Данилов здесь работают вот такие пассажирские ЧС7. Но все чаще попадаются и более новые ЭП2К.
23.
24.
25. Виден тепловоз ТЭП70, который привел наш поезд из Петербурга. За пассажирскими путями виден крупный грузовой парк станции.
26.
27.
28.
29. Дополнительное здание вокзала, построенное в 1977 году.
30. Вид на станцию из окна электрички и поезда. Депо и грузовые парки.
31.
32.
33. Локомотивное депо Ярославль-Главный (ТЧ-1 СЕВ) Северной железной дороги
Год открытия: 1915. Почти сразу после открытия движения по новому мосту через Волгу.
"Депо веерного с поворотным кругом и ступенчатого типов. Прежнее название Всполье.
ТЧР-30 выполняет все виды ремонта электровозов ВЛ10, ВЛ11, тепловозов ЧМЭ3, кранов на ж/д ходу; обточку колесных пар подвижного состава без выкатки. Плечи обслуживания лок. бригад ТЧЭ-1: Ярославль - Данилов, Ярославль - Александров, Ярославль - Кострома." Хотя сами ярославские машины попадаются и гораздо дальше Александрова, на всех направлениях от Москвы и на БМО.
Приписано ВЛ10 - 36 штук. ВЛ11 - около 100 штук.
34. Очень важное место, снятое из окна поезда.
Эта железная дорога, делающая резкий поворот на северо-восток к мосту через Волгу, от более старого рыбинского хода, появилась только в 1913 году и сразу же стала главным ходом Северной дороги.
Четыре моих фото, которые я сделал на этой станции в декабре 2011 года.
И видео прибытия скоростной электрички от Москвы под песню Эдуарда Хиля. Не знаю, сохранилась ли эта традиция до сих пор.
Эта электричка уже прошла капремонт и работает под Москвой, а еще ее ещё застал в 2014 году на главном ходу Москва - СПб. Выпущена в 2005 году.
Click to view
Вот она ЭД4МКУ-0151, перед моей посадкой в Москве. Декабрь 2011 года.