В музее "Дороги жизни" в Кобоне, меня почему-то больше всего впечатлили обычные чемоданы. Обшитые белой маскировочной тканью.
Вроде бы мелочь, но для обессиленных людей это было не просто. Небольшой штрих из общей душераздирающей картины того ада, в котором оказались сотни тысяч обычных гражданских людей.
А еще график грузоперевозок, составленный в самые тяжелые месяцы конца 1941 начала 1942 года, с инженерной точностью и педантизмом еще старой школы. На миллиметровой бумаге, как раньше. Я еще застал те времена когда она использовалась.
Выполнил все это военный инженер С.А.Гельберг - один из создателей коммуникации через Ладогу.
Кому интересны именно детали, то лучше посетить этот музей, нежели тот большой в Осиновце.
Тот большой, рассчитанный на значительный поток посетителей, хорошо показывает общую картину происходящего. Этот музей - камерный, тут много внимания уделено мелким подробностям.
Последние две фото, это очень качественно сделанный путеводитель, который мне подарили в музее.
Нас так тепло встретили в этом немноголюдном месте, а после разговора и вовсе сделали подарок.
1.
2.
3.
4. У самого здания музея интересная история. Это новое здание, которое построили в 2015 году, к 70-летию Победы.
Старое здание местной школы, еще дореволюционное сгорело (вероятно поджог) в 2010 году. Местные энтузиасты несколько лет добивались его восстановления, пробились прямо в Москву к Путину с этой проблемой.
Последовало "высочайшее повеление" властям Ленинградской области изыскать средства и возможность быстро восстановить здание. Здание было воссоздано из дерева как полная копия старого, рабочими из Вологодской области, которые приехали со своими материалами.
По крайней мере именно такую историю мне тут рассказали.
Перед ним стоит памятник уроженцу Кобоны поэту А. А. Прокофьеву. Часть экспозиции посвящена ему.
5.
6.
7. На первом этаже здания все посвящено блокаде и "Дороге жизни". Очень много интерсных документов и карт.
8. Впечатляет конечно своими масштабами Ладожская коммуникация. Зимой работала только Малая, по льду, в летнее время действовала и Большая в порт Новая Ладога, что в устье Волхова.
9. Вот тут перечислены очень интересные факты и подробности. В основном малоизвестные.
10.
12.
13.
14.
15. Остатки автомобиля найденные в озере.
16.
17.
18.
19.
20. Вот хорошо видна карта Большого маршрута на Новую Ладогу.
21.
22.
23.
24. Служебные карты Малой Ладожской коммуникации.
Великий город, бывшая императорская столица России, дал "Дороге жизни" и фронту большое количество инженеров и самых разных специалистов, многие из которых были лучшими в стране. Во всем чувствуется очень грамотный подход.
25. Оборона коммуникации ВАД-101 на льду от войск противника.
Так что сюжет из сериала "Ладога", где автомобили могли запросто уехать по льду к немцам в Шлиссельбург не более чем сказка.
25. Женская сумочка-муфта из довоенного Ленинграда.
26.
27.
28.
29.
30. Страшные ленинградские блокадные истории. Часть из них можно прослушать в аудиоварианте.
31.
32.
33. Трофейный предметы.
34. Имитация кузова полуторки со скамейками.
35.
36. Магистраль нуждалась в постоянном уходе. А на льду даже укладывали арматуру.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44. Экспозиция посвященная приладожью и истории этих мест. Озерная фауна.
45.
46.
47.
48. Местный быт в прошлые эпохи и старинные карты, в том числе шведские.
49.
50.
51.
52.
53. Реконструкция школьного класса послевоенного времени. В этом здании ведь была местная школа.
54.
55. Большая Россия (СССР), которую мы потеряли.
56.
57.
58.