1. Стоим полчаса на Курском вокзале столицы. Это главный транзитный вокзал Москвы, пропускающий через себя огромное количество поездов.
Нижегородский ход, который гораздо более важный и загруженный, тоже начинается с Курского. Но вокзал не носит имя - "Нижегородский".
Наш питерский ЭП2К-189, который отцепят в Орле.
![](https://a.radikal.ru/a05/1907/ec/0f318d35f454.jpg)
2. И тут как раз под ЧС7 прибывает харьковский поезд. Довольно длинный кстати.
![](https://b.radikal.ru/b35/1907/ea/ba10a8d99a28.jpg)
3. Этот имеет состояние чуть получше, чем тот николаевский на Киевском вокзале 10 дней назад.
![](https://a.radikal.ru/a24/1907/9d/1e784e7547b0.jpg)
4. И тут тоже присутствуют прицепные вагоны. В районе Серпухова был еще один встречный украинский, это было хорошо заметно по синему цвету вагонов.
![](https://b.radikal.ru/b21/1907/6e/e6f431720b43.jpg)
5. А еще вот эта совсем старая электричка (депо Новомосковск) несколько удивила. Чтобы в Москве и такое старье! Составила хорошую компанию украинскому поезду.
![](https://a.radikal.ru/a06/1907/93/82205ec15760.jpg)
6. Долина Оки у Серпухова - красивое видовое место.
![](https://b.radikal.ru/b36/1907/f7/5c524c6a6f9a.jpg)
7. Я просунул руку и мыльницу в откидное окно в нашем купе.
![](https://a.radikal.ru/a04/1907/59/c8a45032e4cf.jpg)
8. На мосту через Оку у Серпухова кажется меняют фермы.
![](https://b.radikal.ru/b19/1907/83/e214a08ff7cd.jpg)
9.
![](https://a.radikal.ru/a12/1907/61/1b72f224e44a.jpg)
10.
![](https://b.radikal.ru/b27/1907/f2/a3657134d645.jpg)
11. Остановка в Туле, где я сбегал за пряниками. Я писал о Туле много раз, поэтому идем дальше.
![](https://c.radikal.ru/c14/1907/f0/acb112aac6b4.jpg)
12.
![](https://d.radikal.ru/d13/1907/48/a9c5f5430138.jpg)
13. Тульский ПТОЛ.
![](https://b.radikal.ru/b25/1907/7d/64b48c94e09d.jpg)
14.
![](https://a.radikal.ru/a06/1907/da/3b686fd6f808.jpg)
15. Проезжаем ту самую станцию Козлова Засека, где максимально, насколько это сейчас возможно, воссоздана обстановка начала XX века.
Но главное даже не это, а то, что на участке Тула - Орел такая станция кажется не одна.
![](https://c.radikal.ru/c17/1907/3a/481d79efd594.jpg)
16. Поражает девственная пустота на всей линии Москва - Белгород. После того как кончились московские электрички, навстречу проскочила "Ласточка" , один грузовой на всем участке до Орла и одна местная электричка. Но бесстыковые пути в отличном состоянии, скорость движения тоже приличная. Ход тихий и плавный как на линии Москва - Петербург.
Участок от Серпухова до самого Орла очень красив - Среднерусская возвышенность тому причина. Дорога все время петляет, постоянно открывая в окнах по обе стороны вагона прекрасные виды.
![](https://a.radikal.ru/a08/1907/d6/b1e781b47800.jpg)
17. Абсолютно пустые станции и в некоторых местах новая контактная сеть.
![](https://d.radikal.ru/d29/1907/71/554f853f9cd8.jpg)
18. Еще одна станция "под старину". Это город Плавск.
![](https://a.radikal.ru/a16/1907/ee/4e29ee374f54.jpg)
19. Вокзал построен в 1869 году.
![](https://a.radikal.ru/a12/1907/66/db512e70f342.jpg)
20.
![](https://d.radikal.ru/d37/1907/19/83c077c72b37.jpg)
21. Река Плава, которая впадает в Упу.
![](https://b.radikal.ru/b04/1907/b1/4dc252be3f9e.jpg)
22.
![](https://b.radikal.ru/b29/1907/4f/7d382595e2d2.jpg)
23. Следы упраздненной станции.
![](https://b.radikal.ru/b06/1907/13/4345ccdcfa10.jpg)
24. Бывшая узловая станция Горбачево. Тут Курский ход пересекала малодеятельная и ныне разобранная линия Мичуринск - Смоленск. Хотя карта показывает, что она еще местами существует.
Красивый и большой вокзал к сожалению был по другую сторону вагона. А по эту лишь эти приятные дореволюционные железнодорожные здания.
Очень старые тут все железные дороги, архитектура железнодорожная просто потрясающая и такое слабое движение из-за геополитических потрясений последних десятилетий.
![](https://c.radikal.ru/c30/1907/be/2a1f49999a0f.jpg)
25.
![](https://a.radikal.ru/a17/1907/bc/06e1d58200c6.jpg)
26. На очередной старой станции, очередные музейные экспонаты. А встречного ничего нет.
![](https://a.radikal.ru/a22/1907/ba/a6cbfb9f71fc.jpg)
27. Это станция Скуратово с громадным вокзалом 1870 года постройки.
Викимапия пишет, что:
"4 октября 2003 года, вместе с обновленным вокзалом открыл свои двери музей «Железная дорога. Чернский край», обширная, с толком и расстановкой подобранная экспозиция которого разместилась в огромном бывшем зале ожидания вокзала."
![](https://b.radikal.ru/b38/1907/19/13436e126a34.jpg)
28.
![](https://b.radikal.ru/b34/1907/ba/c93031d373b5.jpg)
29. Станция Чернь. Опять пусто.
![](https://c.radikal.ru/c39/1907/70/bb64ea8b4bcd.jpg)
30.
![](https://b.radikal.ru/b26/1907/2e/cfa47a77b07e.jpg)
31. Берёзовая роща.
![](https://a.radikal.ru/a22/1907/62/b2cc787a9532.jpg)
32. Закрытая станция.
![](https://b.radikal.ru/b37/1907/54/f139b46239bb.jpg)
33. Показался город Мценск, что уже в Орловской области. Мценск - один из крупнейших городов области.
В этом районе, по реке Зуша, с декабря 1941 года аж по август 1943, проходила немецкая линия обороны, взломать которую удалось лишь в конце Курской битвы. Северный фас вражеского Орловского плацдарма.
Это место по реке и складкам местности, в декабре 1941 года, для строительства укреплений выбрал сам Гейнц Гудериан.
![](https://b.radikal.ru/b05/1907/36/4078af99649a.jpg)
34. Тут у нас 5-минутная остановка.
![](https://b.radikal.ru/b20/1907/4d/776b893052f7.jpg)
35. Еще одна старая электричка из депо Новомосковск.
![](https://c.radikal.ru/c36/1907/46/55b5ab39cfef.jpg)
36. Вокзал 1868 года. После войны восстанавливался.
![](https://a.radikal.ru/a13/1907/f0/b7f462d77827.jpg)
37. Очень красивое здание!
![](https://d.radikal.ru/d09/1907/e3/9c28566ae94d.jpg)
39.
![](https://a.radikal.ru/a43/1907/49/ff8f3d7f5aa1.jpg)
40.
![](https://b.radikal.ru/b20/1907/34/02e105019489.jpg)
41. Первые грузовые вагоны, которые я встретил на всем пути от Тулы.
![](https://c.radikal.ru/c10/1907/da/2cc0d2991b5b.jpg)
42. Прибыли в Орел. Стоянка 40 минут, я выхожу и времени у меня всего 50 минут.
![](https://c.radikal.ru/c41/1907/af/d7b9b12de566.jpg)
43. Вокзальный комплекс в Орле уникальный. По крайней мере я нигде ничего подобного не видел. Он представлен островным вокзалом, который тоннелем соединен с выходом на Привокзальную площадь. А вот сам выход из тоннеля представляет из себя целый архитектурный ансамбль, главным звеном которого являются две колоннады, отходящие от административных зданий.
Островное здание Орловского вокзала. Его построили в 1950 году, используя сохранившийся остов старого дореволюционного. В послевоенное время это здание стало основным, а на Привокзальной площади ограничились украшенным колоннадой выходом из тоннеля.
![](https://c.radikal.ru/c37/1907/8e/df33335dab23.jpg)
44.
![](https://d.radikal.ru/d24/1907/2f/ff5875885fd8.jpg)
45. Орёл - город первого салюта.
![](https://b.radikal.ru/b01/1907/9c/9b43966e2557.jpg)
46.
![](https://d.radikal.ru/d41/1907/77/4685f4ec6373.jpg)
47.
![](https://b.radikal.ru/b09/1907/b3/9a6b2b957d04.jpg)
48.
![](https://a.radikal.ru/a05/1907/7e/5962c13c61f7.jpg)
49. А это внутри здания, которое находится при выходе на Привокзальную площадь. Вокзал растянулся от основного островного здания, через тоннель, к вот этому помещению.
![](https://b.radikal.ru/b36/1907/e2/33370cd2ad7c.jpg)
50. Весь здешний пригород. Довольно много всего и направлений целых пять. Орловский узел не такой уж и простой.
![](https://c.radikal.ru/c33/1907/f9/875ce6a44430.jpg)
51. Просторная и монументальная Привокзальная площадь в Орле.
![](https://a.radikal.ru/a20/1907/b6/9715000693f5.jpg)
52. Скульптура "Орёл-юбиляр". 2016 год. На заднем плане стоит Дворец культуры железнодорожников.
![](https://c.radikal.ru/c41/1907/34/7f3d8b93c92f.jpg)
53. Вот тут выход из тоннеля виден получше. Над его входом висят часы, которые тоже представляют ценность.
Все это было построено после войны, потому что за Орел шли жесточайшие бои в августе 1943 года, а сама станция в период оккупации подвергалась постоянным советским бомбардировкам.
![](https://c.radikal.ru/c37/1907/f4/964e833872d4.jpg)
54.
![](https://c.radikal.ru/c34/1907/5d/bab812aa50cd.jpg)
55.
![](https://b.radikal.ru/b39/1907/4b/e40a3feebf8c.jpg)
56.
![](https://c.radikal.ru/c26/1907/7f/783e4ae99545.jpg)
57. Вид на вокзал с пешеходного мостика.
![](https://d.radikal.ru/d31/1907/24/e306434951f8.jpg)
58. От нашего поезда отцепили часть вагонов и электровоз.
![](https://a.radikal.ru/a18/1907/6f/912fd36edbd2.jpg)
59.
![](https://c.radikal.ru/c24/1907/94/4479b56f827a.jpg)
60. Часовня в здании вокзала.
![](https://d.radikal.ru/d11/1907/16/fdf42a036b13.jpg)
61. А это немецкая фотография старого, разбитого советской авиацией вокзала. Орловский узел был важнейшей немецкой коммуникацией, через которую в 1943 году шло снабжение немецкой 9-й армии Моделя, наступавшей на Курскую дугу с севера. Поэтому немудрено, что наша авиация подвергала его частым и мощным авиаударам.
![](https://b.radikal.ru/b10/1907/78/95f2dd20bc81.jpg)
До революции вокзал носил название Орловско-Витебский, а построен он был в 1868 году. Тут так же как и в Брянске в те годы, дорога идущая на порты Балтийского моря считалась более важной, нежели идущая на юг, в Крым.