Трамвай в Томске очень важный и востребованный вид транспорта, даже несмотря на тотальное засилье ПАЗиков.
Трамвайная сеть хорошо связывает северную и южную часть города, а также с вокзалом Томск I. При этом пути проложены как правило не по самым центральным, а по второстепенным улицам.
Впервые о трамвае в Томске заговорили в начале XX века, когда он стал одним из крупнейших российских городов за Уралом. Но вопрос решен не был и вновь вернулись к нему только после войны, которая кстати дала мощный толчок в развитии города, который в 20-30-е годы стал заметно отставать от новых городов Сибири.
Трамвай открыли в 1949 году. Максимальное развитие трамвайная сеть получила в середине 60-х годов, но все равно оставалась сравнительно небольшой по сравнению с другими городами РСФСР.
Первый раз раз трамвайную систему сократили в 1973 году, второй в 2011 году. Но это не повлияло радикально на размеры сети.
В настоящее время город эксплуатирует 50 вагонов Усть-Катавского производства, на пяти маршрутах. Из них только 14 штук относительно новые (нулевых годов постройки, из них 5 штук из Москвы). Остальные постройки 80-90-х годов (26 вагонов вообще еще советские).
В этом году москвичи обещают Томску ещё 10 БУшных вагонов марки 71-608 (КТМ-19).
Общая картина по трамваям выглядит примерно так:
КТМ-5М3 - 26 единиц;
71-608К (КТМ-8)- 3 единицы:
71-608КМ (КТМ-8) - 7 единиц;
71-619КТ (КТМ-19) - 14 единиц.
Протяженность линий - 45 километров. Стоимость проезда - 21 рубль.
Из того, что я увидел, можно сделать вывод, что трамвайная система города нуждается в основательной реконструкции и закупке нового подвижного состава.
Трамвай очень трогательно вписывается в пейзажи этого сибирского русского города. И было бы очень жаль его потерять.
Люблю я этот старый и чисто городской вид транспорта.
1. Вагон КТМ-19. Похож на бывший московский.
2. Трамвай на улице Советской.
А вообще, Томск, в самой центральной части, можно назвать городом контрастов. Достаточно отойти 100 метров от шикарного центрального проспекта в сторону, как попадаешь в иной мир, особенно по части благоустройства. И трамвай как раз и ходит по вот таким улочкам.
В большинстве других районах города такого резкого перепада к счастью нет.
3. Вагон КТМ-19.
4.
5. В вагоне нулевых годов выпуска.
6. Тут в кадр попали старички КТМ-5М3
7. Трамвай на улице Розы Люксембург в северной части города.
8. Трамвайная развязка на перекрестке улиц Советской и переулка Плеханова.
9. В кадр попал КТМ-8 (справа). Их в городе 10 штук.
10. Тут кажется поломка.
11.
12.
13.
14. Я как раз жил около площади Батенькова, где находится одна из развязок Томского трамвая и не раз прокатился на нем по городу.
15. Трамвайное кольцо на площади Батенькова.
16.
17. И фонтан там же.
18. Трамвай на Каменном мосту через Ушайку.
19. Около вокзала Томск I на улице Елизаровых.
20. Там же. Грустный старичок выпуска конца 80-х.
В вагоне выпуска конца 80-х.
Click to view
21. Трамвайная система города Томска.
Новосибирск.
С Новосибирским трамваем познакомился совсем слабо. Ездил всего один раз.
Сеть в Новосибирске разорвана, что хорошо видно на этой карте. При этом левобережная система с виду даже больше, чем на основном правом берегу города.
Открылся Новосибирский трамвай в 1934 году. И именно трамвай оставался основным общественным транспортным средством в миллионном городе до середины 1980-х годов, до момента пуска первого участка метрополитена.
Например в 60-х годах трамвай в Новосибирске перевозил до 60 % общего пассажиропотока. Пик трамвайного развития в городе пришелся на 1975 год, потом же пошел на спад, как и почти во всех городах страны. В начале 90-х трамвайная система была разорвана (как кстати и в Киеве), когда пути были сняты с Октябрьского моста через Обь.
На сегодняшний день в городе, на обоих берегах числится 139 вагонов. Работает 11 трамвайных маршрутов.
Большинство вагонов, это старые Усть-Катавские КТМ-5М3, постройки конца 80-х годов. Есть и более новые Усть-Катавские трамваи КТМ-19 и даже 5 штук чешских Tatra KT4 (80-90 годы выпуска), но мне они не попадались. Есть в Новосибирске даже три питерских вагона, выпуска начала нулевых (ЛМ-99)
Сравнительно немало в городе также белорусских трамваев АКСМ-62103, их 23 штуки. Вот именно в таком мне и довелось прокатиться.
На левом берегу к сожалению трамвай вообще видел мельком, да и бывал там всего раз.
Стоимость проезда как и в Томске, невысокая - 21 рубль.
Общее впечатление - тоже нужна модернизация и особенно - полная замена старых вагонов. Хотя в источнике пишут, что трамвайную сеть в городе постепенно, начиная с 2014 года, приводят в порядок.
22. Карта трамвайной системы города Новосибирска.
2. Самый распространенный вид КТМ-5М3
3. Остановка в самом центре у Театра оперы и балета.
4. А вот и белорусский АКСМ 62103, на котором я сейчас как раз поеду.
5.
6. У каждой трамвайной системы своя отдельная карта.
7.
8.
9. Вот я уже и забыл как эти бочки выглядят, как вдруг.
10. КТМ-5М3 на улице Зыряновской, возле метро и остановки электрички "Речной вокзал".
11. А это в кадр попал еще один белорусский вагон.
12.
Все трамвайные проблемы по всей стране одинаковые по своей сути. Это нехватка средств, низкая рентабельность, невозможность поднимать цену из-за конкуренции с другими видами транспорта и общего уровня платежеспособности в данном регионе. При этом этом это технически сложный и дорогостоящий в эксплуатации вид транспорта.
В самом лучшем состоянии трамвай я видел кажется только в Коломне. Ну и в Москве разумеется. Но так и цена проезда там просто космическая (53 р) по меркам того же Томска. Очень неплохо на общем фоне смотрится Петербургский трамвай - самый крупный в России. Ну у нас цена проезда тоже не из низких (40 р).
В трамвай надо вкладывать деньги как в экологически чистый и внешне привлекательный вид транспорта, при этом особенно рассчитывать на прибыль не стоит. Это примерно как городское благоустройство. Трамвай - неизменный спутник комфортной городской транспортной среды, к которой мы привыкли с детства