Снимал в Смоленске возле ЖД вокзала.
В России автобусные перевозки очень сильно развиты. Во многих местах огромной страны ему вообще нет альтернативы, как например в Крыму, а в ряде мест он даже конкурирует с железнодорожным. В большинстве мест, где есть альтернатива, берет прежде всего более низкой ценой, потому что о комфорте, понятное дело речь не идет. Какой уж там комфорт? Вообще это транспорт для молодых и здоровых, при наших то расстояниях, и это учитывая, что огромное число рейсов ночные, как вот эти на маршруте СПб - Смоленск. А спать в автобусе, по моему мнению, может только человек с хорошими нервами и очень здоровым позвоночником.
И таки да, на маршруте из Питера до Смоленска, автобусы похоже выигрывают конкуренцию, потому что поезд в Смоленск из Питера ходит всего 2 раза в неделю, ещё один поезд идет через Беларусь и им могут пользоваться только граждане РФ и РБ. Так, что альтернатива автобусам слабовата и неслучайно, что я обратно ехал через Вязьму и Москву. С меня 8 часов, проведенных в автобусе из Пскова в Смоленск хватило по горло. И это мне еще повезло, потому, что рейс был практически вечерний, а не ночной.
1. Кстати в 2015 году стоимость от Смоленска до Питера была ровно такая же - 1000 рублей в один конец.
![](https://d.radikal.ru/d19/1901/f7/fddc1690e50f.jpg)
2. Но вот ехать на автобусе из Смоленска в Москву, когда есть несколько ежедневных "Ласточек", это вообще по моему верх идиотизма. Хотя возможно бывают случаи, когда на них просто нет билетов, особенно на выходные.
![](https://d.radikal.ru/d12/1901/62/e47463ce19e0.jpg)
3.
![](https://c.radikal.ru/c21/1901/0a/4b8e7d6b451f.jpg)
Ну ладно начну свой рассказ по порядку.
4. Из Пскова в Смоленск кроме как на автобусе никак не попадешь и это прискорбно. То есть альтернативы нет. Я заранее искал такой маршрут, чтобы не уезжать слишком поздно, потому, что пришлось бы в городе несколько часов где-то находиться.
Идеально подходил рейс на Москву, который отходит в 17-30. В Смоленск прибывает в 1-20. Почти идеально, потому, что успеваю еще и поспать до утра дома у принимающей стороны.
Вначале подали вот этот, я даже сумку сдал в багаж. За это кстати берут дополнительные 50 рублей. Но через какое-то время из автовокзала прибежала женщина и сказала, что автобуса ввиду большого количества пассажиров будет два. Оно и понятно, был последний день праздников и местная молодежь массово устремилась в обе столицы.
Некоторым пассажирам, в том числе и мне сказали, чтобы мы свой багаж забрали и перенесли во второй автобус. Потом мы так и ехали всю дорогу - парочкой. Друг за дружкой.
И если первый автобус забили сразу же, то мой заполнялся постепенно, что дало мне на некоторое время дополнительное жизненное пространство для верхней одежды и рюкзака. В Невели и в нашем свободных мест не осталось.
А вообще зимой особенно тяжело ехать в междугороднем автобусе. К полной темноте добавляется духота и невозможность нормально раздеться.
![](https://b.radikal.ru/b10/1901/c4/6737cae03f5e.jpg)
5. Во Пскове на автовокзале совсем не почистили от снега. Под ногами была противная и мокрая снежная каша.
![](https://d.radikal.ru/d07/1901/6c/27cd189e0976.jpg)
6. Здание автовокзала во Пскове снаружи и частично внутри отремонтировали. 5 лет назад этого не было.
![](https://d.radikal.ru/d27/1901/bf/b2051e8e5bf9.jpg)
7. Карта громадной Псковской области, через которую на юг, до самого южного и дальнего Усвятского района, мне предстояло проехать. Надо сказать, что в этой области автобусный транспорт к сожалению является основным. Железная дорога от областного центра уходит в никуда (в Прибалтику), на юг можно ехать только очень долго через станцию Дно.
При существующих геополитических реалиях, совсем бы не помешала железная дорога от Острова через Опочку к рижскому ходу (Москва - Рига), который тоже в свою очередь уходит в Прибалтику. Ну и дальше от Невеля на юго-восток. Но к этому я еще вернусь.
![](https://b.radikal.ru/b06/1901/08/92eeaf6ff9f5.jpg)
8. Вот подан уже наш, второй автобус. Предстояло 8 часов провести на месте в замкнутом пространстве, да еще и с затемненными стеклами, которые ставили надежный крест на моих надеждах, хоть что-то увидеть.
![](https://c.radikal.ru/c36/1901/b8/f6a512b3aade.jpg)
9. Нам повезло, остановки следовали практически каждый час. Остров - Опочка - Пустошка - Невель - Усвяты - Велиж. С такой частотой остановок на этом маршруте, в пути можно даже пить напитки.
Это вторая остановка в городке Опочка.
![](https://a.radikal.ru/a32/1901/0f/c56616c4c281.jpg)
10. Автовокзал в Опочке располагается в старинном симпатичном здании.
А сама трасса Е-95, уходящая к огромному сожалению в Беларусь и дальше в страну 404, на всем участке от Пскова до Невеля была в отличном состоянии. Это хорошо чувствовалось на втором этаже автобуса. Встречных машин было немного.
![](https://b.radikal.ru/b12/1901/cf/3ad9bc9731cb.jpg)
11.
![](https://b.radikal.ru/b23/1901/65/cd723997df99.jpg)
12. Остановка в Пустошке. Тут пересечение с рижским жд ходом и с шоссе Москва - Рига. Автовокзал в Пустошке совмещен с железнодорожным.
![](https://a.radikal.ru/a24/1901/97/c1fd3d337478.jpg)
13. Закрытое видимо и днем здание жд вокзала станции Пустошка. Не знаю, что тут еще ходит кроме поезда Москва - Рига. Есть ощущение какой-то безнадежной пустоты, полной безлюдности и удаленности от всего на свете.
![](https://c.radikal.ru/c02/1901/06/e0112f05c2d8.jpg)
14. Движение на Ригу открыли в 1900 году. Сейчас туда в основном грузовое движение.
![](https://d.radikal.ru/d02/1901/46/19fe12192c78.jpg)
15. А это в здании автовокзала города Пустошка. Чугунная дровяная печь - какая прелесть! Ощущение удаленной глубинки от увиденного только усилилось.
Кстати между всеми этими городами, когда идешь по трассе, огней практически не видать. Редко-редко деревенька попадется.
![](https://b.radikal.ru/b18/1901/33/e0cf95979746.jpg)
16. Станция Пустошка. Света мало, снимки ужасные, а выходить со штативом, когда остановка всего 10-12 минут, ну сами понимаете...
![](https://c.radikal.ru/c00/1901/df/3060d20cddc1.jpg)
17. А это уже в Невели, где вот такой храм и кладбище около автовокзала. Тут подсело много людей до Москвы.
А вот дальше хорошая дорога к сожалению кончилась и началась плохая и даже частично платная, трасса Невель - Велиж - Смоленск, которая огибает Беларусь с северо-востока.
Дорога до Велижа была совсем плохая, дальше гораздо лучше и так до самых желтых огней международной трассы Москва - Минск, в которую мы уперлись примерно километрах в 20-ти западнее Смоленска. До этого места в окне не было видно ровным счетом ничего.
Водитель вел автобус с хорошей скоростью и прибыли мы в Смоленск вовремя, ровно в 1-20
![](https://c.radikal.ru/c27/1901/b8/79787fef7b01.jpg)
18. Мост через Западную Двину в городке Велиж, на севере Смоленской области.
![](https://c.radikal.ru/c43/1901/fb/33f501f3e391.jpg)
19. Храм напротив автостанции.
Между прочим по этой трассе, огибая Беларусь, идут уже несколько лет все молдавские и украинские автобусы и машины. И это когда через РБ проходит отличная трасса Е-95.
![](https://a.radikal.ru/a21/1901/33/2592a14b6dc9.jpg)
20. Стоим в Велиже. Дальше до Смоленска остановок не будет. Туалет тут деревянный, что многих удивило.
![](https://a.radikal.ru/a12/1901/65/90677bd9d948.jpg)
21. Ну вот собственно на карте показываю эту стратегически важную для всего северо-запада России, автомобильную дорогу Р133. Так лучше видно.
Особенно важна эта дорога в свете неурегулированных пограничных проблем с Республикой Беларусь, связанных с невозможностью для граждан третьих стран ездить через это государство транзитом. Кроме того существуют грузы которые Россия не может возить через территорию соседнего государства, отношения с которым в среднесрочной перспективе совершенно не предсказуемы.
Мне кажется, что этой трассе надо придать статус федеральной, привести ее в порядок, потому что это единственный самый короткий транспортный коридор, связывающий Питер, Псковскую область со Смоленской, Брянской, Курской да и возможно Орловской областями. Это разумеется если ехать не через перегруженный Московский регион.
Да и о строительстве железной дороги от Невеля на Смоленск можно подумать. Кто знает, что дальше будет с белорусским жд транзитом через Витебск?
Эта дорога могла бы стать продолжением железной дороги от Пскова и Острова и поспособствовать большему оживлению в регионе.
![](https://d.radikal.ru/d04/1901/10/c92f3a5a69ff.jpg)
По поводу отношений с РБ скажу следующее. Я все понимаю. что Союзное государство и все такое, но надо быть реалистами и всегда рассчитывать на себя и на худшее, чтобы потом не было как с Украиной в районе станции Чертково.
Я скорее пессимист по части будущих отношений с РБ. Мы (РФ) превращаемся в осажденную с западного направления крепость и это непреложный факт. И с этим нам жить в этом столетии.
22. А таков был полный маршрут. Железнодорожный с автобусной вставкой между Псковом и Смоленском.
![](https://d.radikal.ru/d15/1901/65/8aa87ebc5da7.jpg)