Осмотр города Вязьма, на востоке Смоленской области, накрылся медным тазом, по причине отсутствия на этой довольно крупной станции камеры хранения.
Я в шоке, в Котельниче, в Кировской области, на более мелкой станции она была, а тут нет. Впрочем не только в этом было причина. Компаньон, приехавший из Москвы, скажем так - очень "плохо себя чувствовал" и на него уже, как раз к моему прибытию, обратила внимание местная полиция, хотели даже забирать. Пришлось их очень сильно уговаривать и брать эту "ношу" в свои руки, и первой же электричкой быстро-быстро отчаливать в сторону Москвы.
Вместо прогулки по Вязьме и поездки в Москву на проходящей вечерней "Ласточке", пришлось ехать дальше в столицу одними электричками.
День больших приключений получился. 400 километров от Смоленска до Белорусского вокзала, одними лишь электричками. Это стоило на 300 рублей дороже "Ласточки", а по времени - ровно 9 часов. Уже становлюсь похожим на легендарного Сергея Болашенко, это если учесть, что в Псков из Питера я тоже на пригородных добирался. Устал просто зверски. Беспрецедентная поездка вышла - 700 километров одними электричками!
Сейчас я в Москве, товарищ отсыпается, а я послезавтра рано утром буду в Питере.
В Вязьме за полтора часа удалось некоторое движение все-же снять. Это при всех, скажем так, сопутствующих проблемах и при неустанном внимании со стороны строгого вокзального полицейского.
Правда зеркалку я и не думал доставать, а то там еще и охраны полно, и они какие-то напряженные все, наверное от скуки. При этом станция довольно малолюдная, хоть и крупный узел.
Так вот. Подошло два белорусских пассажирских и им производили замену тяги. Были также электрички ЭД4М и ЭД9М, одна со стороны Можайска, другая из Смоленска, на которой я собственно приехал.
Сам вокзал довольно красивый, монументальный, с ярко раскрашенным гербом СССР. Здание разумеется послевоенное, потому, что от первого дореволюционного вокзала, в 1941 году, один остов остался.
Поснимал также немного на Привокзальной площади, где ничего особенного не было, за исключением паровоза и интересного здания автовокзала. Было очень холодно, примерно до -15, снег под ногами очень сильно скрипел, а руки стыли. Роскошная зима в этом году в России!
Когда отъехали на можайской электричке, проезжали мимо ПТОЛа и местного депо, где стояло много локомотивов обеих родов тока, ВЛ80, ВЛ11, ЧС4Т, ЧС8, а также списанные ЧС8 и ВЛ80.
Депо Вязьма обслуживает электровозы переменного тока, работающие на плече аж до Бреста.
Напомню, что Вязьма это важная стыковая станция белорусского направления, где со стороны столицы подходит "постоянка", а дальше на запад, до самого Бреста, с ответвлениями на Гомель и Вильнюс, идет большой полигон переменного тока.
Есть пересекающая тепловозная линия, Лихославль - Ржев - Вязьма - Брянск - Льгов - Харьков. Но после развала СССР она неуклонно деградирует, хотя лет 30-40 назад по ней, срезая "московский угол", на Харьков шли поезда из Ленинграда. Ветка на Калугу тоже в наши дни малодеятельная.
Движение в целом по главному белорусскому ходу умеренное, по крайней мере днем, пассажирских поездов немного, грузовые есть, но в целом их, по моей оценке, примерно раза в два меньше, чем было на киевском ходу до 2014 года.
На всем 150-километровом отрезке от Смоленска до Вязьмы, а преодолевал я его на электричке за 3,5 часа, было 6 встречных грузовых поездов.
От Смоленска до Вязьмы ходит три пары пригородных, на Можайск в сторону Москвы больше. Прямого пригородного сообщения с Москвой нет, хотя недавно оно было. Ходит также три пары "Ласточек" Смоленск - Москва. Есть какой-то редкий пригород в сторону Ржева, Брянска и Калуги.
1. Вязьма - очень трагический город в русской истории. Символ нашего крупного поражения в октябре 1941 года, когда немцы окружили западнее городка несколько наших армий и после этого чуть было с ходу не прорвались к Москве. Тут погибло очень много наших людей.
После этого Вязьма полтора года находилась в оккупации, пока в марте 43 года немцы не отошли, разрушив все на всем пути, из этого проклятого Ржевско-Вяземского выступа.
![](https://c.radikal.ru/c16/1901/b9/305e28131024.jpg)
2. Засыпанный снегом съезд от Смоленска в сторону станции Вязьма-Брянская, которая стоит на тепловозной пересекающей линии.
![](https://d.radikal.ru/d22/1901/23/42b2acfac5c0.jpg)
3. Грузовой парк прибытия со стороны Смоленска и Брянска.
![](https://c.radikal.ru/c13/1901/1c/139f07a6742c.jpg)
4.
![](https://b.radikal.ru/b25/1901/e1/d8128469a0c3.jpg)
5. "Постоянник" ВЛ11 из депо Бекасово. Люблю я станции стыкования! Такое разнообразие локомотивов, в других местах просто несовместимых.
![](https://c.radikal.ru/c21/1901/2a/8d4fa37ad9e6.jpg)
6. Наша смоленская "переменная" электричка, 2008 года выпуска. Было по сравнению со следующей московской очень чистой.
Билет от Смоленска стоил 340 рублей. За 160 километров пути.
![](https://d.radikal.ru/d02/1901/64/280afd694a69.jpg)
7.
![](https://c.radikal.ru/c08/1901/6e/b8b40cbd895c.jpg)
8. Так выглядел старый вокзал.
![](https://b.radikal.ru/b37/1901/de/7961f2c1e0ee.jpg)
9. Со стороны Москвы электрификация в стандарте постоянного тока пришла в Вязьму в 1973 годы.
Далее на Смоленск, уже в стандарте переменного тока ее продолжили в 1979 году, а в 1983 году весь участок до Бреста был уже под "шнурком".
![](https://b.radikal.ru/b23/1901/b2/5bd691ef36f7.jpg)
10. Привокзальная площадь.
![](https://d.radikal.ru/d25/1901/68/53d4931956ed.jpg)
11.
![](https://a.radikal.ru/a02/1901/53/d3a229e76dc2.jpg)
12. Расписание пригородных.
![](https://b.radikal.ru/b27/1901/f9/d44018212cc3.jpg)
13. Парк отправления на Смоленск. Видны готовые к отправлению составы под ВЛ80.
![](https://d.radikal.ru/d07/1901/20/55b10be79850.jpg)
14. Безлюдно.
![](https://a.radikal.ru/a38/1901/e8/94ab37fa936b.jpg)
15. Вид на вокзал со стороны города.
![](https://a.radikal.ru/a28/1901/21/8bd0a8825353.jpg)
16.
![](https://b.radikal.ru/b08/1901/a0/62e5a2a768c5.jpg)
17.
![](https://c.radikal.ru/c29/1901/4e/1a69576332a3.jpg)
18. Я уже потом подумал, что сумку можно было в "Магните", в камере хранения оставить. Хотя из-за других обстоятельств осмотр города был все равно невозможен.
![](https://b.radikal.ru/b34/1901/27/64171bfa0a30.jpg)
19.
![](https://d.radikal.ru/d19/1901/81/ae22ed4cf164.jpg)
20.
![](https://b.radikal.ru/b09/1901/5a/63e4b723ec22.jpg)
21.
![](https://a.radikal.ru/a14/1901/17/561b74da031d.jpg)
22. Грузовой на Смоленск, под "тройником" ВЛ80.
![](https://d.radikal.ru/d01/1901/fb/0e920c725973.jpg)
23.
![](https://b.radikal.ru/b16/1901/32/799f596501af.jpg)
24. Прибывает поезд Брест - Москва.
![](https://d.radikal.ru/d24/1901/6a/003f1343dfc5.jpg)
25.
![](https://c.radikal.ru/c11/1901/58/b5dfce379e8a.jpg)
26. А эти два идут на выдачу к прибывающему поезду Москва - Минск. Один из них белорусской принадлежности.
![](https://c.radikal.ru/c07/1901/26/d092e98956c8.jpg)
27. Внутри вокзала.
![](https://a.radikal.ru/a28/1901/d1/133f0662f7ff.jpg)
28.
![](https://a.radikal.ru/a06/1901/5b/d97a8f3e553c.jpg)
29.
![](https://a.radikal.ru/a12/1901/09/38493894db2a.jpg)
30. Под московским ЧС7, прибывает дневной Москва - Минск.
![](https://b.radikal.ru/b36/1901/19/06f77cf90101.jpg)
31. Вид с пешеходного мостика в южную сторону.
![](https://d.radikal.ru/d29/1901/af/2203f2b914e0.jpg)
32.
![](https://d.radikal.ru/d35/1901/fe/2190628ac50c.jpg)
33. Из Можайска прибыла 4-х вагонная ЭД4М. Скоро мы на ней уедем.
![](https://c.radikal.ru/c41/1901/85/4678abb38b5e.jpg)
34. Брестский поезд уже под ЧС7. Готов к отправлению.
![](https://a.radikal.ru/a18/1901/8f/bd94bc7258cf.jpg)
35. Новый скоростной полувагон.
![](https://b.radikal.ru/b39/1901/8b/c921afae28e3.jpg)
36. Отправились.
Тяговые подстанции обеих родов тока.
![](https://d.radikal.ru/d26/1901/8a/0afe023e11ec.jpg)
37. Местный ПТОЛ.
![](https://a.radikal.ru/a09/1901/53/5b44cbab3625.jpg)
38.
![](https://b.radikal.ru/b34/1901/80/37e9212f9f13.jpg)
39. А это уже депо Вязьма ТЧЭ-41.
Приписано:
ВЛ80С -30
ВЛ80Т - 16
ЧМЭ3 - 14
ЧС4Т - 19
ЧС8 - 28
![](https://c.radikal.ru/c18/1901/f6/c4eec96615d2.jpg)
40. Грузовые "выльники". Второе такое депо на этом полигоне переменного тока, в Белоруссии, в Барановичах.
![](https://a.radikal.ru/a23/1901/33/7560b433d067.jpg)
41.
![](https://a.radikal.ru/a30/1901/13/32be7e734087.jpg)
42. Списанные ЧС8.
![](https://d.radikal.ru/d22/1901/33/a1e95cf3046c.jpg)
43.
![](https://b.radikal.ru/b19/1901/b9/bb21d7cf1e95.jpg)
44.
![](https://b.radikal.ru/b24/1901/40/1361baff58cb.jpg)
45.
![](https://c.radikal.ru/c33/1901/a5/77f46493a413.jpg)