А между прочим город Калуга обладает хоть и малодеятельным, но потрясающе красивым старым и большим дореволюционным вокзалом, который построили в 1898 году.
1. Это здание более чем впечатляет. На сегодняшний день он является фактически пригородным, а основное направление от него - на Москву. На самом деле, электричка-экспресс, действительно самый быстрый способ добраться до самого центра столицы России, минуя пробки и бесчисленные автомобильные развязки московского региона. С этим уж точно не поспоришь.
Объединен с автовокзалом, который занимает часть здания. Кстати вполне разумное решение. Это лучше чем отдавать половину здания в аренду непонятно кому.
![](https://b.radikal.ru/b30/1808/3f/f3538bd5bd6e.jpg)
2. Старый большой вокзал стоит на исторической жд линии Вязьма - Тула, которая пересекает главный ход Москва - Брянск в районе станции Тихонова Пустынь. И что характерно, эта линия возникла раньше, чем ставшая магистральной в XX веке, линия Москва - Брянск - Киев. Дорогу на Вязьму построили в 1874 году и город вначале обладал более скромным зданием вокзала.
Но так вышло, что в связи с постройкой в самом начале XX века, железной дороги Москва - Брянск - Киев, основной магистральной линией стала она, а главной жд станцией этого города на Оке стала, по крайней мере для почти всех проходящих поездов дальнего следования, станция Калуга II, с небольшим вокзалом и стоящая практически за городом, за его западной окраиной.
Ну а этот вокзал остался памятником тем временам, когда линия Тула - Вязьма (бывшая Сызрано-Вяземская железная дорога), проходящая через город имела интенсивное движение и была основной, принимая при этом в свое время очень много пассажиров и грузов.
Кстати в Википедии пишут, что первоначально жд вокзал был в другом месте и железнодорожную сеть в городе перестраивали, чтобы подвести ближе к центру.
Если честно, я и сам в этом толком не разобрался. Сложно тут все, все, как в Нижнем Новгороде.
Вокзал расположен на северной окраине центра города, а железная дорога делает в этом месте города большую петлю, вдаваясь в город. И вот как раз эту петлю я так понял специально строили, чтобы новый вокзал (ныне существующий), придвинуть ближе к городу.
Электрификация пришла сюда из Москвы в 1964 году. Далее на Тулу электрификации нет.
![](https://c.radikal.ru/c14/1808/34/1d3ed45c1dcf.jpg)
3. Вот на этой карте хорошо видна специфика калужского жд узла.
![](https://c.radikal.ru/c19/1808/4e/0830544cde3c.jpg)
4. Вокзальная часовня.
![](https://d.radikal.ru/d04/1808/2e/c0922d1ceb13.jpg)
5. Кстати в Первую мировую эта станция принимала огромное количество раненый с фронта, а сам губернский центр Калуга стал крупным тыловым-эвакуационным центром. А приходили эти эшелоны в основном с вяземского направления.
![](https://a.radikal.ru/a30/1808/61/4a2b95f0643a.jpg)
6. Привокзальный сквер.
Площадь тупиковая и имеет выезд только на юг, в сторону центра.
![](https://d.radikal.ru/d33/1808/93/432c44108073.jpg)
7. Мемориальные таблички, на которых написано о прибытии на этот вокзал знаменитых людей и представителей династии Романовых.
![](https://c.radikal.ru/c11/1808/e0/247c53b9289a.jpg)
8.
![](https://a.radikal.ru/a24/1808/15/afbe7f4b175a.jpg)
9. Троллейбусное кольцо и перрон Автовокзала.
![](https://c.radikal.ru/c06/1808/f6/ee0fb2964a99.jpg)
10. Вот тут Автовокзал виден получше. Это я дико обрадовался наличию открытого пешеходного мостика и поднимаюсь на него.
![](https://d.radikal.ru/d24/1808/e3/924fcb6446fb.jpg)
11. Тупики электричек. Направление в сторону Москвы и Вязьмы. Стоит экспресс на Москву и местная короткая электричка, скорее всего на Сухиничи.
![](https://d.radikal.ru/d34/1808/0a/c5ac2d33945a.jpg)
12. Сама станция Калуга I. Транзитное грузовое движение по линии Вязьма - Тула, я так понял тут очень невысокой интенсивности. Существует по большей части вывозной трафик, поскольку Калуга крупный промышленный центр.
В летнее время ходит транзитный поезд дальнего следования Москва - Анапа, раньше таким экзотическим маршрутом через Калугу и Тулу, из Питера ходил поезд в Узбекистан.
![](https://d.radikal.ru/d18/1808/fd/f9aa47f8e422.jpg)
13. Направление на Тулу. Там дальше электрификация заканчивается.
![](https://a.radikal.ru/a43/1808/7d/d829a54891ef.jpg)
14. Прямо со станцией соседствует завод "Калугапутьмаш" - одно из старейших и ведущих предприятий путевого машиностроения России.
Изготавливает самую разнообразную технику для железных дорог, от автодрезин до путевых машин тяжелого типа.
![](https://d.radikal.ru/d25/1808/f1/2491a224af09.jpg)
15. Был замечен магистральный 2М62.
![](https://d.radikal.ru/d22/1808/a3/238515e5923a.jpg)
16. Роскошный вид на вокзал с пешеходного моста.
Кстати на этом вокзале, снимали примерно 40 лет назад, сцену из фильма "Белый Бим черное ухо". И где-то в этих местах снимали также сцену, как собака бежит за поездом по жд путям и попадает лапой в стрелку.
Душераздирающий был фильм.
![](https://a.radikal.ru/a41/1808/14/079c991e8111.jpg)
17. Вагонное депо.
![](https://d.radikal.ru/d13/1808/ae/ada03940007f.jpg)
18. Старое здание на территории вагонного депо.
![](https://a.radikal.ru/a01/1808/29/3e9b4bd43d89.jpg)
19. Готовые изделия завода "Калугапутьмаш".
Кстати пешеходный мостик ведет прямо к проходной завода.
![](https://d.radikal.ru/d20/1808/43/cd8bfadad304.jpg)
20. Дизель-поезд РА2. Такие ходят, правда не очень часто, в сторону Тулы и Вязьмы.
![](https://a.radikal.ru/a17/1808/f6/0f3d5710cb8e.jpg)
21. Старые корпуса завода, которому примерно 130 лет.
![](https://c.radikal.ru/c39/1808/21/047ed66cf180.jpg)
22.
![](https://a.radikal.ru/a19/1808/46/fbaa21df17b3.jpg)
23. Тепловоз ТЭМ9-0003, построенный в 2009 году на Людиновском заводе. Это кстати тоже в Калужской области.
![](https://b.radikal.ru/b34/1808/df/4fb44c6bb9c8.jpg)
24. Вот так электричка на Москву-Киевскую видна несколько получше.
![](https://d.radikal.ru/d27/1808/db/dccb24701b74.jpg)
25. Памятник паровозу Су 214-33. Установлен в 1971 году.
![](https://b.radikal.ru/b39/1808/e3/bf7b8ea93e04.jpg)
26. Снимки сделанные внутри здания вокзала.
![](https://b.radikal.ru/b28/1808/86/6c0afd23f2eb.jpg)
27.
![](https://d.radikal.ru/d00/1808/b3/728f1824f407.jpg)
28.
![](https://d.radikal.ru/d28/1808/79/8732f45c2e7c.jpg)
29.
![](https://b.radikal.ru/b43/1808/75/fa125278a7b8.jpg)
30.
![](https://d.radikal.ru/d27/1808/0b/dd956b561cb5.jpg)
31.
![](https://b.radikal.ru/b26/1808/7c/39a00b1287b0.jpg)
32.
![](https://c.radikal.ru/c15/1808/e5/7248b57e0fa3.jpg)
33. Кстати целый район и жд станция «Азарово» в Калуге, это конечно сильно.
Возможно россияне не все поймут...
Но дело в том, что бывший премьер-министр Украины Азаров Николай Янович, родом из этого города. Он сейчас тоже украинский политэмигрант в России.
![](https://c.radikal.ru/c06/1808/0b/ca80519ec7c7.jpg)
34. Старый калужский вокзал Сызрано-Вяземский вокзал, который находился в другом месте. 1890-е годы.
![](https://d.radikal.ru/d40/1808/29/42e242374c01.jpg)