Этот старинный городок Стародуб, или Стародуб-Северский, который впервые упоминается в 1080 году, бывшая столица Стародубского полка, возможно самый малороссийский по истории город Брянской области. Ощущаешь тут себя, словно оказался где-нибудь в Нежине, до которого кстати всего 180 километров строго на юг.
До самой границы отсюда 32 километра, а до ближайшего городка на территории Украины - Семеновка, всего 45 километров. Их соединяет дорога Р-65, с пунктом пропуска Ломаковка - Николаевка, который открыт только для граждан РФ и Украины. Впрочем не совсем ясно, работает ли этот пункт пропуска в наши дни, после событий 14 года.
К счастью политическое украинство на территории бывшего Стародубского полка Малороссии, не успело возникнуть по причине включения этих земель в состав РСФСР в начале 20-х годов.
Никто тут не изучал украинский язык и не насаждал украинскую идентичность в XX веке, и к нашему времени все здешние жители, несмотря на свои исторические корни, считают себя исключительно русскими. А то, что Стародуб был некогда частью Малороссии и Черниговской губернии, не более чем история.
Хотя петлюровцы пытались захватить и удержать эти территории во время гражданской войны, но местные жители отказались отделяться от Москвы.
В наши смутные и тяжелые дни, транспортного сообщения с соседней сопредельной территорией нет никакого, да и боятся многие ездить. Впрочем и желание туда ехать тоже мало кто проявляет. С той стороны ездят без опаски, это видно по автомобилям с украинскими номерами, которые можно увидеть на дорогах Брянщины.
Единая в прошлом земля, несмотря на пребывание в XX веке в разных союзных республиках, разрезана в 1991 году по живому. И только церкви в стиле барокко, да характерные дома со ставнями как на Черниговщине, напоминают об общем прошлом.
Железная дорога Новозыбков - Климово - Семеновка - Новгород-Северский, построенная еще в царские времена, после развала СССР разобрана в районе границы.
Эти земли долгое время были пограничными и предметом постоянных территориальных переделов между Московской Русью, позже уже Россией и Польшей - Литвой. В какой-то момент при царе Иване III эти земли были возвращены в состав Московской Руси, но поляки их снова отбили.
В те столетия Стародуб обладал крепостью, что предопределило постоянную борьбу за него.
С 1667 года город Стародуб, как и вся левобережная Малороссия, наконец на три века оказался в глубине государства Российского. Во времена близости с польской границей Стародуб становится центром торговли между Польшей и Россией, в те периоды когда эти страны не воевали.
В 1708 году армия шведов по пути к Полтаве неудачно штурмовала этот город.
Период с конца XVIII века и на протяжении всего XIX века охарактеризован интенсивным строительством, которое вело разбогатевшее купечество. Тогда были построены почти все сохранившиеся доныне памятники архитектуры, большинство которых, к сожалению, сегодня находятся в неважном состоянии.
В XIX веке начался сильный рост промышленности, а в 1900 году от станции Унеча была подведена железнодорожная ветка, включившая Стародуб в транспортную сеть России.
А с 1991 года эти края снова стали крайней пограничной землей на западе России. История 15 -17 веков в наше время снова повторяется, но с каким-то особым трагизмом.
![](https://b.radikal.ru/b02/1808/ee/27866bf7909f.jpg)
Кстати задача - добраться из деревни Трубчевского района в Стародуб, задача не из простых. Транспорт в Брянской области ходит хорошо и часто из районных центров только в сторону центра областного - Брянска. Просто же по области перемещаться нелегко, автобусов очень мало, а в некоторых районах области их нет вовсе.
Жить в провинциальных районах страны, имея желание куда-то ездить, но не имея хотя бы самого простого автомобиля, просто нереально. Либо нужно просто сидеть в своей деревне или городке и никуда не дергаться.
Прямой автобус Трубчевск - Стародуб недавно отменен и добраться можно только на такси, а это примерно 1400-1500 рублей, при расстоянии примерно в 75 километров. Но если едешь не один, а компанией, то выходит вполне приемлемо.
Кстати именно поэтому в сельских местностях России невероятно сильно развито такси. Ну по крайней мере в европейской части страны. Не знаю как там на Урале и восточнее.
1. Стародуб, это самая западная точка в Брянской области, где мне довелось пока что побывать.
![](https://a.radikal.ru/a33/1808/68/c1e0bccc2c5a.jpg)
2. Это в центре города, где сосредоточена вся местная жизнь.
Население составляет 19 тысяч человек, расстояние до областного центра - 140 километров. Транспортное сообщение с ним, благодаря близости международной автотрассы А-240 (Гомель - Брянск) хорошее. Легко добраться отсюда в Почеп, Новозыбков, Клинцы, а вот в сторону Погар - Трубчевск нет.
![](https://c.radikal.ru/c17/1808/10/133ad86cf932.jpg)
3.
![](https://c.radikal.ru/c34/1808/cd/d0cdf521e420.jpg)
4. В целом город произвел впечатление несколько менее ухоженного чем Трубчевск. Хоть и область при этом одна.
![](https://d.radikal.ru/d24/1808/a3/1fcc4c5a1c69.jpg)
5. Местная администрация.
![](https://d.radikal.ru/d22/1808/08/80a21821376f.jpg)
6. Дуб - символ города, посаженный в 2005 году в парке 40-летия Победы.
![](https://c.radikal.ru/c03/1808/4f/2e5cf01182d3.jpg)
7. Советская площадь.
![](https://a.radikal.ru/a25/1808/2b/9250b6b7bf07.jpg)
8. Здания и аттракционы на главной площади городка.
![](https://c.radikal.ru/c00/1808/26/1a6e3bc8d799.jpg)
9.
![](https://a.radikal.ru/a13/1808/88/f5062abc66a6.jpg)
10.
![](https://d.radikal.ru/d09/1808/95/be79c75e5adf.jpg)
11.
![](https://b.radikal.ru/b32/1808/00/5394b22d68f7.jpg)
12. На улице Первомайской частично сохранилась старая застройка.
![](https://a.radikal.ru/a10/1808/2d/7377d3d18017.jpg)
13.
![](https://b.radikal.ru/b07/1808/6e/eb350ef39588.jpg)
14. Рыночная площадь перед собором Рождества Христова.
![](https://d.radikal.ru/d33/1808/f9/155c0348175b.jpg)
15. Собор в стиле малороссийского барокко, построен в конце XVIII века. Являлся при гетманьщине полковым собором.
Старинный храм сохранился, несмотря ни на что.
![](https://d.radikal.ru/d01/1808/8b/9a2bb0478f0b.jpg)
16.
![](https://b.radikal.ru/b42/1808/fa/82180024e733.jpg)
17.
![](https://a.radikal.ru/a04/1808/74/6b776d85b04a.jpg)
18. Рынок, который к этому времени уже сворачивался.
![](https://c.radikal.ru/c08/1808/1e/600b700bd1aa.jpg)
19.
![](https://d.radikal.ru/d39/1808/75/aff7fdc29f9c.jpg)
20. Еще один храм, расположенный поблизости, это церковь Николая Чудотворца. Построена в 1903 году на месте более раннего храма, в классическом стиле, характерном для эпохи императора Александра I. Храм тоже пережил XX век.
![](https://d.radikal.ru/d43/1808/e0/aab0a2978952.jpg)
21. Улица Евсеевская.
![](https://c.radikal.ru/c37/1808/8a/c71ced3c5227.jpg)
22.
![](https://b.radikal.ru/b12/1808/40/96b7d3e955e3.jpg)
23. В этом месте начинается низина, по которой протекает речушка Бабинец, образующая в городе обширный пруд.
Река эта входит в бассейн Десны.
![](https://d.radikal.ru/d00/1808/bd/c08af825abb5.jpg)
24.
![](https://a.radikal.ru/a31/1808/8c/7e251b22f190.jpg)
25. Дорога в южную, заречную часть Стародуба проходит как раз по плотине на реке.
![](https://a.radikal.ru/a02/1808/da/1e150a7e3a66.jpg)
26. Местный пруд с карасями, линями, окунями и щуками. Очень похож на сотни таких же в городках на Украине, которая совсем рядом.
![](https://b.radikal.ru/b19/1808/a5/50b8ce49e9d1.jpg)
27.
![](https://a.radikal.ru/a19/1808/e7/078924e996d4.jpg)
28. Видна возвышенность, на которой располагается центр городка.
![](https://b.radikal.ru/b32/1808/64/4b67ba38f838.jpg)
29. Храм Богоявления Господня в заречной части Стародуба. Имеет колокольню. Построен в 1789 году в малороссийском стиле.
![](https://a.radikal.ru/a33/1808/7a/39faa4f20d8e.jpg)
30. Очень уютное местечко у пруда.
Вот же тенистое место, где есть о чем подумать среди такой родной растительности. О близости малой родины (До Киева 280 км) например и о том новом трагическом разделении земель на Руси, происходящем сейчас.
![](https://d.radikal.ru/d09/1808/fc/6a16aedca35e.jpg)
31.
![](https://d.radikal.ru/d36/1808/3e/8dec9f3986d4.jpg)
32. Улица в заречной части города.
![](https://c.radikal.ru/c01/1808/37/2f89b4721ae3.jpg)
33.
![](https://d.radikal.ru/d14/1808/12/ddf589123e19.jpg)
34. В храме.
![](https://b.radikal.ru/b31/1808/cb/404cfa338d8a.jpg)
35. Заброшенный Екатерининский острог.
![](https://d.radikal.ru/d09/1808/5c/de6dadc21f84.jpg)
36. Этот тюремный замок был построен в начале XIX века при Александре I, совсем рядом с берегом местного пруда.
Именно в этом месте располагалось ядро местной крепости в былые века.
![](https://b.radikal.ru/b27/1808/44/489db97c1f1c.jpg)
37. Интересно, что тут было в советские годы?
Кстати в этом укромном месте обнаружили полицейскую машину. Они то-ли отдыхали, то-ли кого-то ожидали в этом заросшем и безлюдном месте.
![](https://c.radikal.ru/c05/1808/1c/07a4bd0b8558.jpg)
38.
![](https://b.radikal.ru/b11/1808/22/70fbd7f9ecf0.jpg)
39. Дома по улице Евсеевской.
![](https://b.radikal.ru/b25/1808/d3/2ee01d2da29a.jpg)
40.
![](https://d.radikal.ru/d31/1808/64/f6c7481d49b0.jpg)
41.
![](https://a.radikal.ru/a13/1808/cc/3ebae6242586.jpg)
42. Здание бывшей синагоги перестроенное в почтамт.
![](https://c.radikal.ru/c29/1808/6d/1a7ba568cb45.jpg)
43. А, что означает вот это, я так и не понял.
![](https://d.radikal.ru/d21/1808/b8/ffcb7002d349.jpg)
44.
![](https://c.radikal.ru/c30/1808/dc/52ad2933701d.jpg)
35. Сквер 348-й дивизии.
![](https://b.radikal.ru/b12/1808/5b/5bd3279fc08b.jpg)
36.
![](https://a.radikal.ru/a38/1808/44/049a9f96f692.jpg)
37.
![](https://d.radikal.ru/d22/1808/78/7b9aa1df9298.jpg)
38. Дома по улице Московской.
![](https://d.radikal.ru/d32/1808/31/5409383631fe.jpg)
39.
![](https://b.radikal.ru/b31/1808/20/21f6412152bf.jpg)
40.
![](https://c.radikal.ru/c41/1808/45/48895aecd8b0.jpg)
41. Дом в котором размещается краеведческий музей.
![](https://c.radikal.ru/c09/1808/63/42afec7f3051.jpg)
42. Улица Гагарина. Идет в сторону местного автовокзала, а также железнодорожной станции, расположенной в северной части городка.
![](https://b.radikal.ru/b18/1808/cc/649d87ca6bd6.jpg)
43.
![](https://c.radikal.ru/c15/1808/dd/6ef5cbead2dd.jpg)
44.
![](https://c.radikal.ru/c20/1808/89/0a7784fa1391.jpg)
45. Торговый центр у автовокзала.
![](https://d.radikal.ru/d34/1808/4f/f384e77eb312.jpg)
46. Автовокзал в Стародубе, конечно представляет из себя сплошной памятник эпохе СССР.
![](https://d.radikal.ru/d12/1808/a7/22fcf9d16d33.jpg)
47. В самом здании висят вот такие раритеты 80-х годов.
Вот тут хорошо видно, что интенсивное движение только в сторону областного центра.
![](https://d.radikal.ru/d16/1808/d9/cab04b660ea7.jpg)
48.
![](https://b.radikal.ru/b00/1808/96/ed4a9d29f7f6.jpg)
49.
![](https://a.radikal.ru/a31/1808/21/928caee49210.jpg)
50. Всё ещё советское.
![](https://d.radikal.ru/d35/1808/3f/dc13edc2d82b.jpg)
51.
![](https://d.radikal.ru/d40/1808/3e/460e57723ca0.jpg)
52.
![](https://a.radikal.ru/a29/1808/5a/f2488c2cc3a8.jpg)
53. Колония строгого режима.
"Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 5» УФСИН по Брянской области". Находится рядом с автовокзалом.
![](https://b.radikal.ru/b01/1808/f4/c57d2bc52a49.jpg)
54. На территории колонии хорошо заметно старое дореволюционное здание из красного кирпича.
![](https://c.radikal.ru/c04/1808/69/9cdba7c88364.jpg)
55.
![](https://c.radikal.ru/c42/1808/84/b13b1e6dd68a.jpg)
56. Местный железнодорожный тупик.
![](https://a.radikal.ru/a30/1808/73/310b4b668b22.jpg)
57. Ветку от Унечи проложили в 1900 году. Есть даже здание вокзала, но пассажирского движения нет уже с 90-х годов.
Но станция жива судя по всему.
![](https://b.radikal.ru/b32/1808/4e/782b728b33cd.jpg)
58.
![](https://c.radikal.ru/c15/1808/e9/dcd8a49334a5.jpg)
59. Прямо напротив жд тупика видны развалины чего-то старого и дореволюционного. Вероятно это здание было как-то связано со станцией.
![](https://a.radikal.ru/a39/1808/13/a77a98501345.jpg)
60. Дома по улице Свердлова.
![](https://b.radikal.ru/b36/1808/1b/131764f16ca7.jpg)
61.
![](https://b.radikal.ru/b16/1808/34/ac0860f117ce.jpg)
62.
![](https://b.radikal.ru/b13/1808/93/a704bb14acdf.jpg)
63.
![](https://c.radikal.ru/c18/1808/b7/cb2defea040d.jpg)
64.
![](https://c.radikal.ru/c36/1808/c0/73788324690a.jpg)