Stereo microscope Zeiss Stemi SV8 0.8-6.4 45*

Mar 20, 2019 12:45


    Common Main Objective (Abbe) design

Вот ,наконец,  у меня в руках относительно дорогой ($1200+ на EBay) и ценящийся в узких кругах микроскоп по системе Аббе от  фирмы, родоначальника множества оптических решений, *Zeiss*.  У этого микроскопа есть старший брат или вообще отец Stemi SV6, который , как минимум, не имеет управления глубиной поля.

Существует 2 системы разделения каналов в стереомикроскопах:



по *Грину (Greenough)* , которая появилась первой, и заключается в установке 2-х независимых микроскопов, расположенных под углом 10-14*. Эта схема позволяет легко получить хорошее качество в центре поля зрения, но вследствие наклона изображение теряет резкость по краям. И чем больше размер линз, а по другому не получить реальное увеличение, тем больше эта потеря резкости. Как раз вследствие этого свойства у самого сильного в мире по разрешению и увеличению  из всех микроскопов с рабочим расстоянием от 110 мм - Nikon smz-745, как и у его предшественника с таким же разрешением Nikon smz -645,  происходит потеря резкости для обоих глаз по краям поля. Для нормальной работы можно использовать только 40% поля по ширине.  Фирма Bausch & Lomb, Leica и Olympus в своих микроскопах для уменьшения этого эффекта располагают объективы максимально плотно, уменьшая ощущение объема, но при этом для глаз их микроскопы имеют бОльшее поле с хорошей резкостью - до 60%. Если понять суть проблемы и не работать за пределами этого поля, то большинству людей хватит качества таких микроскопов для комфортной работы. Плюсом же этой системы является довольно дешевый способ получения предельных разрешений, например, Nikon SMZ-645 в хорошем состоянии можно приобрести за $600. Но нужно понимать, что при установке на микроскоп этой системы окуляров с большим полем вы только увеличиваете размер поля, на котором невозможно работать  :( . И если сравнивать Аббе и Грину по одинаковому пространству с реальным стереоэффектом, то лучшие по Грину по размеру комфортного поля Olympus sz4045 имеют только 15-20% поля по ширине, при 90% поля у хороших микроскопов по Аббе.

По *Аббе (Common Main Objective/Общий основной объектив)*. Основой микроскопа является светосильный объектив, который формирует изображение для обоих каналов разными своими частями, проецируя его в бесконечность параллельными пучками. Дальше система зум или дискретных изменений увеличения позволяет это изображение подготовить для рассматривания в окулярном модуле. По причине совершения всех преобразований параллельными пучками можно легко добавлять необходимое разнообразное оборудование, к примеру, фотовыходы или эпи-освещение. И, самое главное, поле зрения обоих каналов идентично по резкости,  и , в случае План - Объективов,  еще и плоское по всему кадру. Качественное поле зрения может быть на 100-300% больше, чем у лучших микроскопов по Грину. По этой системе построены и МБС,  скопированные с цейссов. Но при реализации Аббе без оптики с апохроматической коррекцией в каналах появляются  цветовые полосы с красно - зеленой окантовкой, сверху покрытые фиолетовым тоном. Эти цветовые расслоения изображения по горизонтали в делают цвета нереальными,  и резкость по горизонтали  будет заметно ниже , чем по вертикали. Это отлично видно в МБС-10 при использовании увеличений больше 20х. То есть при использовании недорогих и распостраненных объективов  ахроматов, как у МБС, микроскопы по системе Аббе очевидно проигрывают микроскопам по системе Грину в резкости в центре, правильной цветопередаче и контрасту,  имея в плюсах идентичное по резкости   поле. Объективы же с уменьшенным в 2-3 раза эффектом, индекс ED в названии, сами по себе стоят $300-500 на EBAY в хорошем состоянии, а с отсутствием этого эффекта, APO оптика, вообще $600-1500. Увы, такова плата за правильную реализацию этой прекрасной технологии.  А ведь, кроме объективов, есть еще и система зума и окулярный блок, что тоже стоит немало денег, если делать эти компоненты правильно.  Но, если вы хотите получить предельные значения всех параметров и иметь возможность видеть изображение до края поля с идеальным качеством, и при этом объем по всему кадру , который тоже должен быть огромный,  вы приходите к такой системе. И только по такой системе делают все исследовательские микроскопы в мире. Предел цены - от $1500 с плохой юстировкой и грязные до $10000 в состоянии нового. Самой правильной , технологичной и честной здесь оказывается фирма Nikon, потом Olympus, хотя очень сильно ценятся и Leica и Zeiss,  но они обычно имеют немножко дутые параметры,  при этом у них обеих хороши их APO объективы, что прекрасно видно по цене :)

Как все микроскопы такого дизайна, он состоит из нескольких модулей:

1. Голова с наклоном 45* и оборачивающей системой на основании пентапризмы,  хорошо знакомой многим по МБС,  и с такими же трубками, которые изменяют угол конвергенции при изменении межзрачкового расстояния.  Все как у МБС-10, учитывая, что МБС-10 - по сути Zeiss 1935 года с план объективом и подшипниками в блоке переключения увеличений .  Но принципиальная схожесть реализована совершенно по другому практически, и, проводя аналогию из мира авто, мы видим BMW представительского класса на фоне жигулей 5-й модели. Суть не изменилась совершенно, но ощущения немного другие. Призмы имеют запас по размеру и на 30% больше, чем у МБС. На них присутствует качественное однослойное просветление, с насыщенным фиолетовым оттенком. Крепление призм производится приклеиванием их блинчиком 13мм за одну из граней на толстую 3мм платформу, причём трубки окуляров никаким образом при механическом воздействии не могут изменить юстировку, в МБС это нередко причина ухода юстировки. Борьба с рассеянным светом реализуется чернеными диафрагмами с клиновидными острыми кромками, все, как доктор прописал. Тубусные линзы большого диаметра вклеены в крепления, а на входе в окулярные трубки стоит отрицательная склейка, что позволяет голове иметь поле до 25мм без диафрагмирования. К *SV8* идут окуляры 10x с полем 25мм и глазной линзой диаметром 27мм. Один из окуляров имеет подстройку фокуса, второй нет. Просветление на окулярах насыщенного сине-фиолетового оттенка, однослойное.

2. Зум модуль, собственно микроскоп, Stemi SV8, 0.8-6.4x . Входные объективы имеют диаметр 17.9мм, что меньше на 8%, чем 19.4мм у *Nikon smz-10a/U/800*, но больше на 23%, чем 14.4 у *МБС-10*. Просветление везде качественное однослойное темно-фиолетового оттенка,  защита от паразитной засветки сделана заметно лучше, чем у *Nikon smz-10a/U/800* . Самое интересное и важное, что здесь присутствует управление диафрагмой, повышающей глубину резкости за счет потери детализации,  как это сделано и у  *Nikon SMZ-U* . Глубина резкости такой ценой мне особо не интересна,  а вот борьба со своим астигматизмом на маленьких увеличениях - это следствие управления диафрагмой понравится многим людям в возрасте после 40, когда астигматизм требует работы в очках при использовании маленьких увеличений,  иначе глаз с таким дефектом не может получить нормальной резкости.

3. Объективы в Stemi SV8  идут с малым количеством линз и без плоского поля, то есть они не ПЛАН :(. И если объектив F200mm с расстоянием 190мм портит внешнюю треть кадра на маленьких увеличениях и даёт небольшой глобус,  а, начиная с 1.6х эти эффекты перестают мешать, то F100mm с расстоянием 90мм на минимуме конкретно размывает треть кадра, и делает заметный глобус, и неприятные эффекты длятся до увеличения 3x, а при больших увеличениях вовсю начинается хроматизм :'( . То есть электронщикам родные объективы противопоказаны,  нужно ставить чужие ПЛАНы, а ювелиры могут работать только с объективом F200mm, при этом на увеличениях до 1.6х нормальное качество будет только у центральных 2/3 кадра, что составляет круг 55 мм диаметром.

Родной штатив не позволяет микроскопу вращаться произвольно, вы можете только переключать голову на 180*. Но сам фокусер одет на трубу 32мм диаметром, на которой есть опорное кольцо, поэтому микроскоп может вращаться вокруг этой трубы, или фокусер с микроскопом можно установить на универсальный штатив, используя палец 32мм.

Теперь собственно впечатления : насыщенность цветов и яркость общей картинки лучше, чем у прямых конкурентов *Nikon SMZ-10/10a/U/800*, при увеличениях от 3x картинка по полю тоже лучше, чем у коллег,  а 25мм поле 10х окуляров воспринимается легче и заметно лучше на периферии,  чем 24мм окуляры на *SMZ-10a/U/800*. Но вот при меньших увеличениях , увы, *Stemi* начинает проигрывать соперникам по причине превосходного качества только у центральных 2/3 кадра.  За счет регулировки глубины резкости вы можете работать при астигматизме глаз без очков, ну и иногда большая глубина резкости полезна , даже несмотря на потерю разрешения.  Если у вас зрение не идеальное,  то есть вы носите очки, то вы не получите неизменный фокус при зуме для двух глаз, по меньшей мере пока один из окуляров у вас без подстройки фокуса. Если оба окуляра с подстройкой фокуса, то этот вопрос решается.

Если сравнить этот микроскоп с лучшими для ювелиров по Грину *Olympus sz4045* https://plus.google.com/117057418474863288760/posts/NVDyne7yDVB

и *Olympus sz51/61*  https://plus.google.com/117057418474863288760/posts/RXB83JP4ywf , то , хотя и при увеличениях до 1.6x только 2/3 кадра будут иметь лучшую картинку, одинаковая резкость для обоих глаз даст гораздо более точные ощущения о мельчайших отличиях по высоте и фактуре материале, а сам объем будет заметно более сильным, не говоря о большем на 25% по площади поле.  При увеличениях же больше 1.6x никаких шансов у *Olympus* не остаётся.

Но у этого микроскопа есть огромная и недостойная седых волос основателей халява - у всех 3-х голов, которые я тестировал, присутствует сильное расползание каналов по вертикали слева и справа , начиная от 1/3 кадра. То есть окуляры дают огромное поле, которого нет у микроскопов по Грину вообще, но при попытке работать за пределами 1/3 от центра влево/вправо вы получаете расхождение планов по вертикали и глаза начинают по тупому уставать через 10 минут. Конечно, можно не смотреть за пределы этой трети, но зачем тогда покупать дорогие микроскопы?  Я научился решать этот вопрос, мне приходится подпиливать часть конструктива,  и времени уходит заметно больше обычного, но , в итоге, вы можете свободно работать по всему кадру.

Вот такие получились пирожные , немного замороженные :)

*Параметры, формальные и реальные, часть относительно Nikon SMZ-1

sv8/sz7/sz40/ 61/  1 /   2b/  10/    U/Мбс

64/  70/  40/  45/  30/   50/  40/  75/  98/98   Максимальное увеличение,x

8/   10/,6.7/ 6.7/    7/     8/ 6.7/ 7.5/    8/  8    Минимальное увеличение,x

25/  20/ 22/   22/  21/   22/ 21/  24/  21/ 21   Окуляры с полем,мм.

65/  20/ 33/   33/  32/  28/  32/  32/  26/ 26   Максимальное поле,мм.

190/ 77/110/110/100/100/  82/  82/  90/ 65   Рабочее расстояние,мм.

20/ 40/  30/   10/ 40/  30 /  30/  20/  40/ 50   Возраст,лет

45/  45/  45/  45/  60/  45/  45/  45/  45/ 45    Наклон окуляров,*

20/  44/  35/  37/  30/  39/  42/  44/  40/ 43    Реальное увеличение,x

100/  60/  60/  60/  45/  45/100/100/  90/ 60    Рабочее поле по ширине,%

400/ 70/250/300/100/300/300/400/  33/ 33    Контраст, % к smz-1.

0/    0/    0/    0/     0/    0/     0/     0/300/50    Хроматизм, % диска Эйри

МБС-10 взят с окулярами 8х, минимальным увеличением считается 1х на барабане увеличений , при 0.6х половина поля размыта

Хочу отдельно объяснить про увеличение относительно nikon smz-1: все микроскопы имеют определённые максимальные увеличения, и на любой можно поставить окуляры 20х или даже 30х, чтобы получить огромные значения,  и китайцы давно научились писать заоблачные цифры на своей продукции. И даже среди брендов есть определённые натяжки для получения красивых данных. Если же для ориентира взять известный многим микроскоп, тот самый nikon smz-1 есть у многих людей,  и добиться визуально такого же восприятия деталей, как у smz-1 на его 30 кратах,  можно выйти на объективную цифру, которая покажет, каким будет выиграш в увеличении относительно этого микроскопа. К примеру,  тот самый olympus sz4045, несмотря на объявленых 40х, даёт всего лишь 33x по таки критериям, а мбс-10 при 96 с окулярами 14х даст только 41x.

Я даю гарантию 1 год на механику и юстировку, безусловный возврат в течении 2 недель.

Оригинальный свет с волоконным световодом и креплением на объектив и источник света с галогенным осветителем стоит $250, галогенный свет с двумя световодами на гусиных шеях $200, в обоих случаях я даю переходник 110-220в.

Юстировка и чистка вашего экземпляра обойдется вам в $400.

Реалии б.у. с http://EBay.com  https://plus.google.com/117057418474863288760/posts/B1eANt3TpfR

Список моих микроскопов  https://plus.google.com/117057418474863288760/posts/4cRJFtWvaRL

Обзор разных микроскопов https://plus.google.com/117057418474863288760/posts/L1n8KUCsd41

Детальные фотографии этого микроскопа https://photos.app.goo.gl/Z5UKYhLNDqPTnhcp8

Видео об этом микроскопе https://youtu.be/ZyVnTXjl6fY

#review, stereo, #sv8, abbe, stereomicroscope, cmo, microscope, #stereomicroscope, sv8, #microscope, stemi, review, #stereo, #zeiss

Previous post Next post
Up