Заметки о прочитанном: Чижов. Перевод с подстрочника

May 21, 2014 21:22


Заметка не завершена. Будет готова к 1 июня 2014 года!

Книга чрезвычайно интересная. Жанр - современная российская проза. Сюжет оригинальный. Концовка у книги трагичная - в духе 1937 года! Рекомендую особенно тем, кто интересуется вопросами Кому на Руси жить хорошо гражданского общества в таких странах, как Северная Корея или Туркменистан, кто обеспокоен правами русских в среднеазиатских странах. Итак, книга называется:



Чижов, Евгений Львович. Перевод с подстрочника: роман / Евгений Чижов. - Москва: АСТ, 2013. - 508, [4] с. - (Проза Евгения Чижова).

Московский поэт-неудачник, Олег Печигин, по приглашению школьного друга Тимура Касымова едет в бывшую союзную республику, а ныне в суверенный Коштырбастан, чтобы переводить стихи самого Президента, Народного Вожатого, Рахматкула Гулимова, «пророка в своем отечестве». Примерно так написано в аннотации к книге.
            Олег Печигин - автор единственной книги стихов «Корни снов», которая не имела успеха в Москве. Печигин и еще несколько поэтов устраивали поэтические посиделки (дебоши) в кафе возле метро «Пролетарская». Самым талантливым среди них был Владик Коньшин, который страдал заиканием. Поэт-заика руководил поэтической группой, был учителем Печигина. В их посиделках участвовал и Касымов, единственный, кто не писал стихи, а также Полина, подруга Печигина.
            Тимур Касымов из обеспеченной коштырской семьи, сын дипломата, учился в московской школе, на философском факультете МГИМО, после института прожил два года в Лондоне. В школе играл в шахматы: сам с собой, носил в портфеле миниатюрную шахматную доску с незаконченной партией, продумывал разные комбинации; в институте писал работу о сверх-человеке, «о сравнении ницшеанского Ubermensch'a с «аль-инсан-аль-камилом» - «совершенным человеком» суфийских мистиков» (с. 86). Касымов мог сделать карьеру в Москве: стать дипломатом, пойти по стопам отца, но выбрал работу в правительстве Коштырбастана, стал пиар-менеджером режима Гулимова.
            В школе Касымов был упитанным мальчиком, любил восточные сладости: козинаки, халва, рахат-лукум - всё это было разложено по карманам, отчего руки всегда были липкими. Не любил физкультуру, друзей, кроме Печигина, не было. Однажды апрельским днём друзья били стёкла на ближайшей стройке, по-мальчишески увлеклись проказой и попались в руки сторожу. Зачинщиком, естественно, был хулиганистый толстяк. Звон стекла, брызги света отложились в памяти Печигина с такой силой, что перед смертью заключительным калейдоскопом были именно эти моменты.
               Полина была обыкновенная красивая девушка, высокая, стройная, с короткой стрижкой, независимая. Красотка Полина и поэт-посредственность - абсолютно разные люди, именно эта антитеза и свобода, которую давал ей Олег, были причиной их странного гражданского союза. Пока они были вместе, Печигин много и легко писал стихи. Какие же это были стихи? О стихах Коньшина и Ко хорошо скажет Касымов:  "...Они могут сколько угодно оплакивать свои любови, воспевать бессонницы или ковыряться в своих снах - это ровно никому, кроме горстки таких же горемык, не интересно" (с. 70). Полина не была наивной, прекрасно разбиралась в мужчинах, в их мотивах. Все мужчины были для неё "мистификаторы", то есть особи с ярко выраженной "задней мыслью". Ко всему относилась с настороженностью: "...Ничто не принимала как данность, не доверяла ничьим мнениям..." Печигин, наоборот, был доверчив: "Живя с ней, Олег не раз испытывал стыд за то, как многое привык принимать на веру, из вторых рук, не удостоверившись, что ему не всучили подделку" (с. 81).
                Владик Коньшин - комичный персонаж книги. Поэт-заика! И в то же время даровитый поэт. В среде поэтов принято спорить, кто больший гений. Эти поэты спорили о масштабах Заболоцкого и Олейникова. Они любили выпить. Особенно Коньшин. Если на трезвую голову поэт декламирует стихи относительно гладко, то подвыпивши заикается на каждой строчке. Чтобы справиться с трудным словом Коньшин прибегает к матерщине: эти «междометия» он произносит бегло. Касымов любил послушать его стихи. Однажды на просьбу Касымова что-нибудь прочесть, Коньшин запросил рюмку коньяка после каждого стиха. Щедрый Касымов не отказал. С каждым стихотворением поэт всё чаще запинается и красочно матерится... В итоге чтение закончивается выносом тела.
                Печигин не продаст ни одной своей книги стихов. Через год ему позвонят из книжного магазина и попросят забрать неликвид. Все свои книжки он сожжёт на квартире Коньшина. Коньшин уснёт в кладовке и задохнётся от дыма, а Печигин спасётся: побежит на улицу за пожарными, а вернуться не сможет, так как дверь захлопнется. Смерть поэта-заики окажется нелепой и в то же время символичной для поэтов эпохи «безвременья». Постепенно Печигин начнёт заниматься переводами: сначала для дополнительного заработка, а потом, когда Полина его бросит и стихи перестанут писаться, отдаст переводам себя полностью.

to be continued...

современники, разбор, беллетристика, проба, книги

Previous post Next post
Up