Фильмы для школьников? Фильмы для школ?

May 30, 2013 23:09

Мария Левунова, I курс ФЖ

Еще до того как Министерство культуры рекомендовало школьникам сто кинофильмов, в некоторых школах учителя по собственной инициативе показывали детям достойные фильмы.


На стене рядом учительской висит расписание уроков: пятый класс - 5 уроков; девятый - 6; одиннадцатый - 7. Рядом на доске объявлений перечень факультативов: "Журналистика", "Фотография", "Развитие речи". Возможно, в следующем году этот список пополнит «История кино». Подобную инициативу летом 2012 года выдвинул Никита Михалков. Фильмы для изучения в школах было решено выбрать народным голосованием: каждый желающий мог предложить тройку фильмов, которые он бы посоветовал изучать в школе. После этого результаты были обработаны специалистами в области кино. В итоге, в начале 2013 года на сайте Министерства культуры был опубликован список ста фильмов, рекомендованных к просмотру школьникам.
Это сразу же стало предметом многих споров:
- Где зарубежные фильмы?
­- А что, после 1994 года у нас нормальное кино не снимали?
- Зачем показывать детям такие сложные фильмы?

На все вопросы был дан один ответ: доработаем.

Еще до того как Никите Сергеевичу пришла идея просветить школьников в области кинематографа, в некоторых школах учителя по собственной инициативе показывали детям, по их мнению, достойные фильмы. Один из таких учителей - Владимир Светлосанов. В свои уроки в 13-й гимназии под малопонятным названием «Развитие речи» он вносит разнообразие, показывая ученикам лучшие зарубежные и отечественные фильмы. О нововведении он говорит так:

- Тут ведь главное не отвратить детей от кино, как иногда делается на уроках литературы. Хотя, предполагаемый предмет будет, конечно, не обязательный.

Владимир Сергеевич - выпускник филологического факультета Педагогического университета, поэт, член союза писателей и синемафил. Он сокрушается, что в таком развитом городе, как Новосибирск, в театральном институте нет специальности киноведения. Факультатив по истории кино планируется внедрить по всей территории страны, в том числе и в самых отдаленных ее районах. Возникает вопрос: кто будет преподавать?

Прозвенел звонок на урок и все ученики разбежались по занятиям. Из открытой двери одного из кабинетов доносится голос: «Сегодня мы смотрим экранизацию романа Достоевского «Преступление и наказание». На тумбочке сбоку от доски стоит средних размеров телевизор. Ученики на задних партах уже приготовились к просмотру, достав телефоны. Не то чтобы их совсем не интересовала экранизация великого романа, просто даже если мальчик со второй парты чуть-чуть пригнется, а девочка с первой перестанет поправлять свою пышную прическу, они вряд ли смогут разглядеть, что происходит на маленьком экранчике на другой стороне кабинета. Да и зачем, если до конца фильм за один урок они не досмотрят, а на следующей неделе у них новая тема.

Если же фильмы придется смотреть не просто как дополнение к урокам литературы, а как объект изучения на отдельном факультативе, то тут существует несколько вариантов организации просмотров и дальнейшего развития событий:

1. Школы кое-как находят оборудование для просмотров (проекторы, большие телевизоры). Ученики после шести уроков смотрят фильмы в школе (напомним, что в среднем фильм из приведенного списка идет около 120 минут). Родители пишут жалобы, что их ребенок возвращается из школы под вечер.
2. Фильмы задают на домашний просмотр, как книги на уроках литературы. Количество продаж лицензионных копий фильмов из списка остается на прежнем низком уровне, поисковый запрос «скачать бесплатно» набирает еще большую популярность.
3. Проводится поиск альтернативных площадок для просмотров (например: маленькие кинотеатры). Ученикам приходится добираться до места просмотра, тратя свои деньги и время.

Одной из таких альтернативных площадок может стать кинозал «Синема». Он уже проводит специальные показы для учеников школ, детских домов и вузов. Показы проходят в формате кинолектория, что может помочь в решении проблемы с преподавателями. Кинотеатр заинтересован в появлении в репертуаре фильмов из школьной программы, несмотря на то, что спрос у зрителя на классические ленты значительно ниже, чем на новинки.

С кинозалом сотрудничает киновед Андрей Малов. Хотя он и одобряет подобную инициативу и считает, что кинематограф стоит выделить в отдельный предмет, а не раскидывать по уже существующим (история, литература, мировая художественная культура), он полагает, что инициатива так и останется на стадии вечной доработки:

- Я вообще не исключаю, что все ограничится разговорами.

Когда проводился народный отбор фильмов, Андрей проголосовал за «Иваново детство» (1962) Тарковского, «Сто дней после детства» (1974) Соловьева и «Пацаны» (1983) Асановой.

Неизвестно, голосовал ли в данном отборе кто-то из учеников, но если остановить их в коридоре на перемене, то можно услышать следующие ответы на вопросы: как они относятся к введению факультатива по истории кино? Какие бы фильмы они хотели бы посмотреть в рамках этого курса?

- А, не знаю. Ужасы бы посмотрел (Никита, 4 класс).
- Было бы клево! Смотрели бы боевики, приключения, документальные фильмы (Артем, 5 класс).
- Да, военные надо смотреть (Мария, 6 класс).
- Только в комплексе с изучением других видов искусства: архитектура, живопись, литература, театр. И только фильмы, которые действительно влияли на искусство, на жизнь людей (Иван, 11 класс).

Учительница литературы из фильма «Вам и не снилось» говорит, что она - единственный предметник, который касается души. Кинематограф - молодое искусство и со временем может встать в школьной программе на один ряд с литературой. Потому что кино душу современных школьников затрагивает точно не меньше литературы. Но только, где взять учителей-предметников, да и как встраивать в программу?

- Так, «Сто дней после детства», - задумчиво просматривает список Министерства Владимир Сергеевич. - Боюсь, не поймут нынешние дети.

Previous post Next post
Up