Антонина Нам, III курс ФЖ
Перевозить животных в любом транспорте дело нелегкое, хочется чтобы питомец чувствовал себя комфортно, да и другим пассажирам не хочется мешать. Проблем с животными в нашей стране не мало: их безнаказанно выбрасывают на улицу, как мусор, над бездомными издеваются жестокие подростки, собак отстреливают на глазах у детей, котов уродуют. Завести питомца в России - это все равно что завести ребенка, нужно приготовится ко множеству трудностей. И одна из них - это транспортировка любимца. В машине еще более менее спокойно: своя машина, свои правила, свои люди в ней едут. А вот общественный транспорт, например, поезда, уже проблема посерьезнее. С самолетами как-то проще: можно сдать в багажное отделение, как многие и делают и спокойно лететь до пункта назначения, тем более самолеты не летают по трое суток.
Без бумажки кот тоже не считается
В нашей стране не совсем понятен закон о перевозке животных. Не ясно для чего его придумали, и чьи интересы он защищает. Возьмем самую простую ситуацию нужно перевести взрослого кота из Новосибирска в Иркутск. Что нужно для этого сделать? Поставить прививки от бешенства, разных инфекций, чумы, гепатита (не раньше, чем за 30 дней до отъезда и не позже, чем 11 месяцев). Но государство требует только вакцинацию от бешенства, и лучше ее делать в государственной ветеринарной клинике. Дальше мы идем в государственную ветеринарную службу, чтобы получить справку для перевозки кота. Там его осматривают: нет ли блох, кожных заболеваний и т. д. Если все хорошо, то вы получаете свою справку. НО! Она нужна за три дня до отъезда, иначе она не действительна. Проводники всегда смотрят на дату, будет, к чему придраться, а значит появится повод построить из себя властелина мира. После получения справки нужно оформить багажную квитанцию, то есть заплатить за 20 кг ручной клади. Там у вас и потребуют эту справку. Причем не важно, что ваш кот весит 5 кг, платите все равно за 20. А вот если уже больше 20 кг, то по фактическому весу. Всем этим занимаются профессиональные заводчики, которые возят своих питомцев на выставки. Ирина Гордеева десять лет разводит персидских кошек, помогает начинающим заводчикам, и постоянно ездит на выставки:
- Это уже целый бизнес, чем больше выставок заметили питомца, наградили его, тем лучше родословная у его потомков, тем дороже можно их продать. У самих выставочных котов тоже должна быть родословная, поэтому выставки - это неотъемлемая часть бизнеса и жизни заводчиков. Мы постоянно ездим поездом, самолетом слишком дорого, да и котов в багажном отделении оставлять не хочется. Я уже воспринимаю эти поездки как норму. Бегу по вокзалу, в одной руке сумка с моими вещами, в другой сумка с вещами кота, на плече сумка переноска, в ней ошарашенный кот, иногда две сумки и два кота. Не представляю, как обычным людям приходится перевозить животных. Одному это очень сложно сделать. У нас уже отработанная схема, да и паспорта кошачьи давно сделаны, только справки получаем в госветслужбе, нас уже там знают. Конечно, поезд это долго, и не очень комфортно, как-то раз я даже в плацкарте ехала с котом. Это было адское мучение. Но максимум для пассажиров с животными - это купе.
Более того, животных можно провозить во всех вагонах, кроме СВ и вагонов повышенной комфортности. В РЖД считается, что раз уж заплатили за животное, как за багаж, вести его нужно тоже, как багаж: в клетке на местах для ручной клади, где-то на верхних полках.
Главное - попасть в вагон
Наконец-то настал этот волнительный момент, вы садитесь в поезд и ваш питомец с вами. Теперь нужно оборудовать пространство так, чтобы кот чувствовал себя комфортно. То есть поставить лоток. Нигде, кроме как под столом это сделать нельзя. А если учесть, что все спят головой к окну, то получается, что ваши соседи едут и спят лицом прямо рядом с туалетом кота. Или вдруг у вашего соседа аллергия на шерсть, кто согласится меняться с ним местами? Или вдруг ваш кот испугается и начнет мурлыкать без остановки? Что тогда? Ведь вы все сделали по правилам, и в общем-то закон не нарушаете. Вот это как раз и не предусмотрено. Анна Евсеева, студентка НГТУ, везла котенка из Новосибирска в Иркутск:
- Мне подарили котенка на День Рождения. И через месяц мне нужно было вести его домой. Это была одна из самых ужасных поездок в моей жизни. С документами вроде все нормально. Прививку нам не нужно было делать, только справку получить. Кошкам до года не ставят прививки от бешенства. За три дня до отъезда мы приехали в Госветслужбу получили справку, заплатили кажется 100 или 200 рублей. В день отъезда оформили квитанцию на котенка, который весил полкило, как на 20 кг ручной клади. У меня не было ни переноски, ни лотка, только коробка. А ехали мы зимой. Причем поезд попался отвратительный, Пенза-Владивосток. Вагоны старые, проводники мерзкие. Котенок не давал мне спать ни днем, ни ночью. Хорошо, что со мной ехали понимающие соседи. Женщина-кошатница и молодой человек. Они помогали мне с ним, так бы я наверное, с ума сошла. Зато весь остальной вагон меня проклял. Котенок постоянно мяукал, убегал, мешал мыть полы проводнице. Мы ехали два дня, успокоительное этому котенку вообще не помогало, ел мало. Под утро последнего дня он просто изгадил все постельное белье, я его собрала и довольная вручила проводникам, с которыми ругалась всю дорогу. Когда я вышла из поезда, решила, что больше с котом никогда не поеду.
Правила для того, чтобы их нарушать
В нормальных странах для пассажиров с животными есть специальные вагоны. Ничего страшного, если это кот. А может у вас дог, или овчарка. А соседи боятся собак до жути. И им по сути не на что жаловаться, потому что у вас все сделано так, как предписано дурацкими правилами монополиста на железную дорогу и по закону это своеобразной страны. Мне абсолютно непонятно, зачем прививать животных от всех на свете болезней перед перевозкой, как будто меньше риск заразиться от другого человека туберкулезом. Ведь при покупке билета у людей не требуют справку с медосмотра. А почему? Государство и РЖД вроде как за здоровье своих пассажиров беспокоятся или просто за оплату услуг?
В правилах написано четко: «За провоз без оплаты...». Еще есть такое понятие как штраф. Только никакого штрафа нет. По сути вы не можете пройти в вагон с животным без наличия всех документов. Но как будто это кто-то проверяет. Вы сначала зайдете, поезд тронется, и только тогда к вам подойдет проводник и потребует документы, а если их нет то платим «штраф». Проводнику, может быть, начальнику поезда. И проще выйдет, дать на лапу по 1000 рублей на брата, чем бегать за всеми этими бумажками. За границу животных еще труднее вывести, там еще чипирование нужно сделать, вашему животному просто вживляется под кожу чип и он с ним живет. Зачем?
Паспорт животному нужно оформить, а за это тоже нужно не маленькие деньги отдать. Все эти процедуры просто требуют денег. Вот и все.
Теперь поговорим о самой перевозке животного. Лучше запастись успокоительным, «Кот Баюн», например. Причем дать его за 2-3 дня до отъезда, чтобы питомец привык. Необходима сумка-переноска, шлейка ( специальный ошейник с поводком), чтобы кот иногда мог гулять, лоток, наполнитель для лотка, миски для еды и сама еда. Некоторые просто поят животных, а еду не дают, чтобы меньше хлопот с туалетом было, или вообще не кормят и не поят. По-моему, это издевательство. А теперь представьте себе купе и мысленно разложите все эти вещи там, не забудьте про свой личный багаж, про багаж соседей, тапочки, пакеты с едой... Еще один повод задуматься, почему нет специальных вагонов.
Как люди решают эту проблему. Кто-то просто выкупает все купе, кто-то платит «штрафы». Если не успевают сделать прививки, приносят одних котов в Госветслужбу, а перевозят других, берут чужие документы, главное, чтобы окрас подходил.
Перевозка любого животного, не важно, какого размера, вида, собака, кот, хомяк, птица, - это всегда стресс, для всех. Для соседей, хозяина, для питомца. К этому нужно готовится чуть ли не за полгода, несмотря на то, что мы билеты на поезд иногда за три дня покупаем. Ведь у некоторых жизнь такая, что непонятно, куда отправят завтра. Поэтому напрашивается вывод, что законы и правила о перевозке животных созданы для пользы РЖД и государства. Заплатил и поехал.