“Официально такого места как Сибирь вообще не существует. Ни одно территориальное или политическое наименование не носит имени Сибирь. В атласах «Сибирь» проходит через северную треть Азии, она не привязана к определенному месту, как будто обозначает зону или условие…" - Ян Фрезер
Поезд трогается. Смуглый мужчина с фотоаппаратом делает последние снимки перрона и довольный возвращается в купе. Наверное, если бы он знал русский, то рассказал бы, сколько всего интересного увидел. Но, увы, языковой барьер позволяет итальянцу Валерио лишь широко улыбаться и показывать довольно однообразные фото, хронику своего путешествия из Владивостока до Москвы…
На полкилометра длиннее Великой китайской стены и в три раза протяженнее легендарной американской трассы 66, одного из первых шоссе в США. Поездку по Транссибу называют и захватывающим путешествием по дороге в 9 тысяч километров, и пустой тратой времени и сил из-за доровизны авиабилетов. Отличить мнение русских от впечатлений иностранцев довольно легко. Одни копят на эту поездку месяцами - другие ее выбирают, потому что копить не хотят. Почему же иностранцев так влекут сибирские рельсы?
Поездка по Транссибу - самое авантюрное приключение Валерио. «Париж, Берлин, Рим, Европа - это банально. А вот когда я скажу, что побывал в Сибири, все будут просто в шоке!», - радостно делится он.
За почти четыре дня поездки Валерио, кажется, успел привыкнуть ко всему: к отсутствию душа, к водке в бутылке из-под «Карачинской», да и к соседям, повторяющим свои слова иностранцу для пущей понятности громко и нараспев.
Валерио в своей оригинальности не одинок. Сегодня многие иностранцы устраивают себе экстрим-тур в недра «России-матушки». И большинство сразу заводят себе блог, чтобы держать друзей в курсе самых мельчайших подробностей.
Так, например, Роберт Рид досконально задокументировал все свое шестидневное путешествие по Транссибу, на которое его толкнули фотографии озера Байкал и Камчатских вулканов со снежными шапками. Хотя позже он написал, что съездить в Сибирь, а именно в Хабаровск, стоит лишь потому, что туда с гастролями приезжал Ронни Джеймс Дио, бывший вокалист группы «Black Sabbath», подаривший металл Восточной Европе.
Французы вот любят отправляться в свадебное путешествие именно по Транссибу, говорят, что их искренне поражает, что страна такая огромная, что и за неделю на поезде всю не пересечешь. А американцы наоборот РЖД критикуют - не предусмотрены места для «больших» людей.
Из местных достопримечательностей чаще всего иностранцы стремятся увидеть Байкал, тайгу и маленькие сибирские города с совершенно «аутентичной» архитектурой, практически не подвергшейся влиянию европейской моды. Медведи их привлекают уже не так сильно. «То, что в Сибири много медведей абсолютный миф, - говорит Томас Вернер, нью-йоркский фотограф часто приезжающий в Новосибирск, - по улицам они там не ходят. Иностранцы это знают. Только русские его зачем-то поддерживают».
Визу для такой поездки по России получить не слишком сложно, главная загвоздка - точно указать срок пребывания, причем не только в стране, но отдельно в каждом взятом пункте. Но как отмечают журналисты CNN, самой большой бедой иностранцы зовут постоянную смену билетов. Чтобы сойти и осмотреть город, приходится покупать другой билет на новый поезд, а часто они между собой довольно проблематично стыкуются. Да и по цене это выходит намного дороже.
В среднем один билет по направлению Владивосток-Москва стоит 7,5 тысяч рублей плацкарт и около 20 тысяч за купе, без учета пересадок. В то время как аналогичный авиабилет обходится в сумму от 13 до 15 тысяч рублей.
Чтобы иностранцы могли окончательно чувствовать себя на Транссибе как дома, с 2007 года РЖД совместно с другими компаниями запустила туристический поезд «Золотой орел», курсирующий между Москвой и Владивостоком. Путешествие в «золотом классе» стоит $19,2 тысяч, в «серебряном» - $16 (в цену включено практически все, кроме авиабилетов до России, виз, услуг прачечной и напитков в вагоне-баре). С 2009 года не менее престижный маршрут появился и между Москвой и Санкт-Петербургом, билет на поезд люкс «Александр Невский» стоит минимум 23 тысячи рублей. А вот с августа 2011 года туристов будет радовать и поезд Москва-Пекин. Стоимость поездки варьируется от 3,5 до 8 тысяч евро (в нее включено питание и экскурсионная программа).
Для более экономных любителей путешествий РЖД и Google запустили совместный проект «Виртуальное путешествие Москва - Владивосток». Все желающие могут просмотреть карту маршрута, осмотреть города со спутника и послушать запись стука колес совершенно бесплатно.
Светлана Чумакова, IV курс ФЖ НГУ