Из трех дорог тебе лежит всего одна дорога

Oct 09, 2015 00:53



На пути моего профессионального становления было, пожалуй, два существенных момента выбора, две точки ветвления, которые в конечном счете определили, что я из себя представляю здесь и сейчас, - мой стиль, мои слабые и сильные стороны, мои (пусть пока скромные) результаты.

Обе эти точки ветвления связаны со Стекловкой.
Первая - решение начать посещать научно-образовательный центр МИАН в сентябре 2005 года. Там я проводил большую часть вечеров в течение последующих пяти лет.
Вторая - отказ от предложения из Гамбурга и поступление в аспирантуру Стекловки в марте 2009.Переезд в Лейден я не рассматриваю как момент бифуркации, так как там было все предельно ясно: или я остаюсь в России, или я остаюсь в науке, и выбор был самоочевиден.
Что могло пойти иначе, если бы я в те моменты поступил иным образом?..Я привык считать, что НОЦ оказал на меня положительное воздействие, а аспирантура - отрицательное, кризисное. Но так ли это очевидно?
За пять лет усердного, но довольно бессистемного изучения самых разных разделов математики, математиком я, конечно, не стал. Более того, глубокого интереса к абстрактной матфизике с когомологиями ради когомологий я тоже не приобрел. Но, что исключительно важно, мой стиль мышления и мое видение мира изменились необратимо.

Я стал не матфизиком, а физиком, которому "пересадили часть генов" чистого математика. Ту, которая отвечает не за предмет-методику исследования, а за мировоззрение.В первую очередь это отразилось на понимании того, что я считаю важным, а что нет.
Под влиянием математиков мне теперь кажется важной та [теоретическая] работа, которая воплощает глубоко индивидуальное видение учёного, и которая нетривиально резонирует с другими элементами пространства абстракций. Хорошая статья не та, которая объясняет эксперимент или дает предсказание, а та, которую кроме Тебя никто не мог написать (у меня самого таких статей пока нет, но я к этому стремлюсь).
И вот это скорее плохо, чем хорошо. Так как наука физика, она все же несколько про другое. Про объективную реальность, а не про шизофрению. Научившись в какой-то степени чувствовать скрытые связи и формальные структуры, я полностью разучился думать о звездах, металлах, дождевых каплях и деревьях. При том, что заниматься чем-то полностью оторванным от реальной физики мне скучно и тошно. Вот такая диалектика.

Аспирантра. Март 2009 - август 2011.
Это был однозначный застой, кризис и деградация. В том, чем мы начали заниматься с Арефьевой в первый год, я очень быстро разочаровался после написания пары статей. А потом два года, находясь в сущности в вакууме, я не мог найти себя.
То, как мне удалось вырасти за последующие четыре года в Лейдене (из которых первые полтора-два ушли на выход из кризиса), на фоне того упадка - настоящее чудо.

Но, с другой стороны, а с чего я взял, что в этом упадке были виноваты тематика/МИАН/Арефьева?
Что было бы, если бы я уехал уже тогда, в 2009? И занялся тем, что не принесло бы разочарования?
Сейчас мне кажется, что этот двухлетний провал был бы все равно неизбежен. Хоть в МИАН, хоть в институте Лоренца, хоть в Калтехе.
Что это был необходимый этап в моем научном взрослении.
И хорошо, что пережил я его в России и с таким доброжелательным и понимающим человеком, как И.Я.
Так у меня просто карьера года на три притормозилась (что, given the fact что я физфак окончил в 21 год, не так страшно). А могло бы все кончиться полным геймовером.
Previous post Next post
Up