24 ноября 2011 по инициативе Гёте-Института в ДГПБ московский график Вика Ломаско провела мастер-класс на тему "Портрет человека в документальном комиксе". С Викиного разрешения под катом я представляю сокращённую стенограмму её небольшой лекции, предварявшей практические занятия. В тексте лекции трудно согласиться с отнесением итальянского комикса "Голодомор" Игорта Тувери к группе комиксов исследовательских. На наш взгляд комикс носит идеологический характер. Мастер-класс состоялся в рамках презентации выставки комиксов "Респект", куратор Анна Воронкова.
Слева направо: стоит слева Вика Ломаско, в центре с пластиковым стаканчиком руководитель ростовского отделения Гёте-Института Татьяна Васильева, справа в розовой майке Аня Воронкова, куратор выставки "Респект", которая сейчас проходит в ДГПБ.
Лекция сопровождалась просмотром комиксов. К сожалению, мы смогли найти в сети только некоторые картинки из тех, что показывала Вика.
"Мир комикса в некотором смысле сопоставим с миром кино. Мне показалось, что можно сравнить документальный комикс с документальными фильмами, а обычный комикс с художественными фильмами. Что отличает документальный фильм? То, что режиссёр не имеет готового сценария, который прописан во всех деталях. Режиссёру необходимы очевидцы событий, а лучше чтобы он сам был очевидцем события. Не может быть только одного мнения - для того, чтобы документальный фильм был объективным нужны противоречивые точки зрения. Предполагается, что режиссёр проводит исследовательскую работу. Все эти требования относятся и к документальному комиксу. Если художник хочет работать в этом жанре, он должен быть в какой-то мере журналистом, общаться с людьми, работать с архивами. Я не критик и не теоретик, но насколько смогла, попыталась определить виды документального комикса, потому что этот жанр очень разнообразен. У меня получились 4 группы документальных комиксов: 1) автобиографический, 2) биографический, 3) исследовательский и 4) репортажный.
Автобиографический комикс - с его помощью художнику легче всего рассказывать про себя. У нас у всех есть истории, которые случались в нашей жизни, и о которых интересно рассказать. Иногда это камерные лирические истории, иногда они социально окрашены. Вот, например, очень известный французский художник Фабри Но (?). Он делает камерные истории про свою жизнь, это, можно сказать, графический дневник по дням. Хотя это личная история, в ней присутствует социальный конфликт. Фабри Но - нетрадиционной ориентации, его истории имеют сексуальную окраску. Во Франции этот художник считается скандальным. Я была на фестивале комиксов в Ангулеме. Это самый большой фестиваль, наподобие Каннского в мире кино. Фабри Но как раз из этого города, Ангулема. Его выставка показывалась открытой не полностью, частью была огорожена, висело предупреждение, и местные жители боялись, что её закроют. Этого не произошло.
Есть пример автобиографического комикса, который сочетается с записками путешественника. Например, очень смешная книга, недавно вышедшая в издательстве Бумкнига, «Овраги» Филиппа Жирара. Этот комиксист приехал на очень хороший фестиваль Бумфест в Петербург, провёл там 9 дней и успел за это время нарисовать комикс. История о том, что художник собирается ехать в Россию, близкие его отговаривают: «…Будь осторожен - в гостиничном номере будут жучки, за тобой будет слежка”, «Я видел телерепортажи о русской мафии, живым вы оттуда не выберетесь», «Ты привезёшь нам маленького москвича-сиротку?», «Русские женщины мечтают эмигрировать в Канаду. Опасайтесь неожиданных брачных предложений». На самом деле Филипп Жирар не столкнулся с этими опасностями, прекрасно провёл время в Санкт-Петербурге, не привёз ни сиротку, ни невесту, а сделал книгу. И даже она уже получила какую-то номинацию в Канаде.
Один из немногих русских авторов, который работает в жанре документального комикса, это Николай Маслов. Ему сейчас около 50 лет. Он родился в деревне под Новосибирском. Почти всю жизнь работал на заводе, дворником, кочегаром, потому что его графика не пользовалась спросом со стороны советской власти. Он иронично смотрел на происходящее и, конечно, мог рисовать только в стол истории про русское пьянство, дедовщину. В 90-е годы его нашёл французский издатель и сейчас Николай Маслов - очень популярный русский художник во Франции. Сама видела, как на фестивале в Ангулеме к нему выстраивались очереди, чтобы получить автограф. Во Франции у него вышло около 5 книг. В России не была издана ни одна.
Страницы из книги комиксов Николая Маслова.
Вот комикс японского автора Накадзава «Босоногий Гэн». Наверное, вы о нём слышали, есть одноимённый мультфильм. Накадзава в детстве был свидетелем бомбёжки Хиросимы, и об этом он нарисовал историю.
"Босоногий Гэн" Накадзава.
Вы наверняка знаете «Персеполис» Маржан Сатрапи». Можно сказать, что она совершила прорыв в издательском французском деле. Раньше документальные автобиографические рисованные истории считались маргинальными. Маржан Сатрапи нарисовала историю своей жизни, как она эмигрировала из Ирана после исламской революции во Францию, как её там долго не принимали. Она была чужой и в своей стране и в Европе, пыталась покончить жизнь самоубийством. Потом стала художницей. Когда она принесла свои рисунки первый раз в издательство, над ней посмеялись и сказали: какая-то женская история… нет, нам нужны супергерои, весёлые комиксы. Но одно издательство опубликовало книгу и она стала бестселлером. Я общалась с этими издателями, они до сих пор живут на продажи с этой книги. Так документальные комиксы получили признание.
Вот первая страничка книги «Персеполис», «Чадра». Маржан Сатрапи росла в светской семье. Родители её увлекались марксизмом-ленинизмом. Она любила рок и поп-звёзд. Неожиданно происходит исламская революция. Школы делят на школы для девочек и школы для мальчиков. Все школы религиозные. Её заставляют носить чадру. События развиваются невесело, многие члены её семьи погибли. Семья выслала Маржан заграницу, чтобы она не оказалась в тюрьме за свои свободные взгляды.
Теперь о биографическом комиксе. Художник рассказывает не про себя, работает с чужой биографией. Самый известный документальный социальный и политический комикс всех времён и народов такого рода - это «Маус» Арта Шпигельмана об истории холокоста, о жизни его отца.
Отец Арта Шпигельмана несколько лет провёл в Освенциме и других лагерях, брат погиб, мать выжила, но впоследствии покончила жизнь самоубийством, потому что её продолжали преследовать все эти ужасы. Арт Шпигельман начинает беседовать с отцом, расспрашивает. Беседы длились в течение 10 лет, а книга делалась 13 лет. Это двухтомник, по нему сейчас в школах США преподают историю холокоста.
Click to view
Комикс наполнен множеством очень чётких деталей. Арт Шпигельман поднял большие архивы рисунков заключённых. Все персонажи нарисованы в виде животных: евреи - мыши, фашисты и немцы - кошки, а поляки были нарисованы в виде свиней, поэтому в Польше этот комикс неиздан.
Вот ещё интересный пример биографического комикса - «Война Алана» Эммануэля Гибера. Гибер рисует в самых различных жанрах. Может сделать графический роман по художественному произведению. Но вот это его собственный проект. У него был друг, ветеран второй мировой войны. Гибер много с ним общался, записывал беседы на диктофон. Потом по этим записям выстроил сценарий и сделал био-графическую книгу.
Ещё один известный комикс - Дэвида Б. «Эпилептик». Во Франции она называется «Восхождение великого зла», потому что по-французски эпилепсия так и называется. В Америке перевели как «Эпилептик». В России книга издана в сентябре этого года и называется «Священная болезнь». История про то, как брат художника начинает сходить с ума. Начинается история документально, полна реальных деталей, узнаваемы родители, интерьеры, город. Потом история заполняется галлюцинациями брата. Он видит своих близких в виде персонажей как будто сошедших с картин Босха.
Фрагменты комикса "Священная болезнь" Давида Бошара.
Исследовательский комикс предполагает сбор многих мнений о различных событиях (у автора не один источник информации) и работу в архивах. В этом году вышел комикс известного итальянского комиксиста Игорта и разошёлся по всей Европе. Называется он «Голодомор». Игорт поехал по каким-то делам на Украину и случайно познакомился со стариками, которые помнили о голодоморе, некоторым рассказали их родители. Он настолько был растроган этими историями, что оставил остальные свои проекты, на 2 года переселился в Украину, путешествовал по ней, общаясь с людьми. Он собрал много воспоминаний про это время. Рисунки выполнены в разной стилистике: например, портреты - цветные более стилизованные , а там где он работает с архивами - это докментальный реалистичный рисунок, отсылающий к советской стилистике.
Фрагменты комикса "Голодомор" Игорта.
Наиболее интересным мне кажется репортажный документальный комикс. Художник становится журналистом, либо вынужден работать в паре с журналистом. Пионер этого жанра Джо Сакко. Он мальтиец, который потом перебрался в Америку. Джо Сакко профессиональный журналист и сотрудничал с ведущими американскими сми. В какой-то момент он понял, что хочет рассказывать свои истории графическим языком. Самая известная его книга - «Палестина». Он ездил в сектор Газа, общался с евреями и арабами и сделал книгу, субъективный взгляд на происходящие события.
Обложка и фрагмент комикса Джо Сакко "Палестина".
Ещё одна интересная книга - опять же Эммануэля Гибера, с которым мы уже познакомились, «Фотограф». На обложке мы видим Дидье Лефевра, который во время войны в Афганистане проник в страну вместе с «Врачами без границ». Лефевр сделал около 6 тысяч фотографий. Он рисковал жизнью, несколько раз едва не погиб. Вернувшись во Францию с огромным фотоархивом, смог опубликовать всего три фотографии. Фотографа не удовлетворило такое развитие событий. Вместе с Эммануэлем Гибером они решили создать цельный графический роман, где сочетались бы и фотография и рисованная история. Гибер на основании рассказов фотографа написал сценарий. Фотограф стал объединяющим всё героем этой истории.
Фотограф Дидье Лефевр.
Фрагменты графического романа "Фотограф" Эммануэля Гибера и Дидье Лефевра.
Вы посмотрели разные документальные комиксы. В репортажных комиксах очень важна детальность, нестилизованность, персонажи должны быть узнаваемы, а композиция наполнена характерными деталями. В одних из них главное - событие, а в других - главное персонаж. Но и в тех и в других комиксах портреты персонажей хоть и узнаваемы, но достаточно условны. В классическом портрете художник должен в одном листе показать весь мир человека и задержать нас около портрета как можно дольше. В комиксе такого погружения художник не предполагает, развитие истории не должно тормозиться. Мы имеем много кадров, и характеристика героя развивается последовательно. Портрет в комиксе создаётся при помощи визуального образа и текста. Визуальный образ представляет типическое и индивидуальное , психологию - пластическими средствами. Текст в комиксе состоит из реплик персонажей и комментариев автора. Визуальный образ и текст работают на создание удвоенного смысла. Одна из ошибок, которую допускают авторы комикса: изображение и текст не должны повторять друг друга. Всё, что можно изобразить пластическими средствами, должно быть на картинке. Поясню на примере своего репортажа для «Либерасьон».
Мы видим пожилых людей. Они бедно одеты. Держат иконы. Происходит молебен. Это документальная сценка из московской жизни. И если бы художник написал такой комментарий: «Пожилые люди стоят на морозном ветру. Молятся. Держат иконы. Ветер развивает их одежды» - то вот это была бы такая недопустимая тавтология.
Ключевые реплики персонажей комиксов очень важны. Реплика должна быть краткой, яркой и характерной. Сейчас я уже второй год преподаю в детской колонии, провожу там уроки рисования. В результате появились графические серии, где с
левой стороны портрет ученика, а с правой его работа и рассказ о себе. Вот например портрет Олега. Я старалась, чтобы все составляющие дополняли друг друга - его портрет, его реплика, его история, его рисунок.
А вот другой мальчик - тюремный художник. В сравнении с Олегом совершенно другой тип человека. Олег - лидер, идеолог. Андрей - простой пацан с понятиями.