С волнением я прослушал "последнее слово" М.Б. Ходорковского. Текст и аудиозапись
здесь. Что сказать - тяжело все это. Речь блестящая и главный критерий качества - "ни слова не выкинешь". Все взвешено и каждое слово в точку. Второе - КАК это было сказано - спокойно, но с непоколебимой волей. Как будто не было СЕМИ ЛЕТ тюремной баланды и шитья рукавиц в Краснокаменске, карцеров и голодовок. Такого человека нельзя сломить - только убить. Но он и смерти не боится. Это все конечно "внушает" с одной стороны, но на фоне тусовок Путина с байкерами, поездок на Калине, рыбалки с голым торсом, игр Медведева с айфонами и дружбы с Терминатором, награждения орденом Ани Чапман - догоняешь - в какое циничное (с подачи властей) время мы живем. Идет настоящая "пиар война" - война не за сердца, а за совесть миллионов людей, которые мыслят по-русски, т.е. по-рабски в основном. И уж, конечно, не еврею-миллиардеру зажечь сердца миллионов россиян, тем более, когда у него даже футбольного клуба нет в кармане.((
Как говаривал мой покойный научный руководитель - выдающийся социальный психолог - Шихирев Петр Николаевич - это все равно, что ты всю жизнь по книжкам изучал жизнь вулканов и, вдруг, у тебя во дворе в одночасье появился собственный настоящий вулкан (отвечая на вопрос - почему он не уезжает на Запад в 90-е годы). Как-то так.
Время делает тебя невольным соучастником чужих преступлений. Одновременно начинаешь понимать - как оно это бывает в истории, например в 30-х годах в СССР или в Германии.
"Все повторяется дважды - сначала в виде трагедии, потом в виде фарса" (с). Все ж таки процессы 30-х годов были трагедией, сейчас очень много фарса, море цинизма и конформизма. Меня в свое время поразила передача, в которой рассказывалось, что 3 рейх держался не на большом количестве секретной полиции и спецслужб. Все было гораздо проще - было очень большое количество добровольных бесплатных осведомителей, по-русски - стукачей, которые, кто бескорыстно, кто с умыслом стучали на своих соседей. В СССР это было на порядок более развито, о чем нам сообщал А.И. Солженицын.