На прошлой неделе я провел в одном городе, удаленном от Москвы Тренинг публичного выступления. Причем задача была подготовить местных предпринимателей к встрече с одной Очень Важной Персоной. Трениг проходил в течение 3 дней, по 8 часов в день - практически в режиме марафона. И тренинг был очень удачным. Несколько коротких тезисов по свежим следам:
1. Режим марафона хорош. Хотя под конец дня в голове начинается сумбур, но ты видишь реально - как проходит личностная трансформация - на следующий день люди приходят с совершенно новым осознанием себя и реальности. Один из участников на глазах у группы превратился из нагловатого хама, отвергавшего необходимость тренинга - в человека, который активно занялся рефлексией своих качеств и требовал, чтобы тренинг продолжался в 3 раза дольше.
2. Начал я тренинг с того,
что сказал участникам, что нам надо открыть минимум три ресурса, которые есть в их распоряжении: 1) - личный внутренний потенциал каждого, 2) ресурс командной поддержки, 3) наш ресурс, как консультантов, которые специально приехали для помощи им (тренинг я проводил вместе с
sapojnik)). Под конец тренинга мы раскрыли еще 2 дополнительных ресурса: поддержку сотрудников их предприятий и членов семей, а также ресурс города, который они представляют. Так что ресурсами успеха наши участники были полностью снабжены.
3. Очень удачно был использован прием персонификации Очень Важной Персоны, роль которой как раз и исполнял
sapojnik. Хороший прием, потому что вы видите и слышите, что думает и чувствует ваш визави. Конечно исполнитель роли должен быть весьма рефлексирующим.
sapojnik потом долго не хотел выходить из роли)).
4. Использовал видеотренинг. Это позволило практически полностью снять напряжение участников перед видеосъемкой. Видео хорошо тем, что можно проиллюстрировать свои тезисы и комментарии прямо на экране. Но пользоваться им надо ограниченно - уж очень "засушивает" живое общение.
5. Тренинг был построен так, что были затронуты все базовые коммуникативные вещи - кинесика, проксемика, речевые приемы, язык тела, содержательный анализ выступления, и даже - распределение ролей в команде.
6. Самое интересное - что от такой содержательной работы устаешь гораздо меньше, чем от проведения фокус-групп! Потому что здесь явно энергия течет в обе стороны, а на ФГ выкладываешься ты один, потому что никому, кроме тебя это не надо. К тому же - здесь ты вначале разогреваешь публику и потом с ней же работаешь, а на ФГ - каждый раз все начинается с нуля.
7. В 100 раз убедился, что людям крайне необходимы коммуникативные тренинги, особенно предпринимателям и публичным людям. Только как им его продавать?