Один еженедельно выступающий по радио журналист предположил, что американцы устроили землетрясение на Гаити, и чего же удивляться, что в прошлом году слышны были разговоры о том, что это американцы виноваты в обрушившейся на нас небывалой жаре, а при одном опросе общественного мнения оказалось, что почти треть опрошенных допускает, что США принесли в Россию СПИД, чтобы истреблять наш народ. Также добавим навскидку
удивительную массовую забывчивость населения о своем электоральном поведении, а также то, что
только 62% взрослых россиян знают, что Солнце не вращается вокруг Земли.
Из всего этого мы сделаем несколько выводом, многократно проверенных на практике:
1. Массовое Сознание действительно существует, т.е. это отдельный самостоятельный феномен, не сводимый к сумме отдельных сознаний/мнений.
2. Количественный критерий в отношении массового сознания ни в коем случае не является критерием истинности! Т.е. статистически доминирующие представления ни в коем разе не коррелируют с истинныыми утверждениям. А, скорее - наоборот.
3. Общественное сознание очень сильно МОТИВИРОВАНО. Это значит, что практически всегда - оно выдает "желаемое за действительное". Однако на самом деле, оказывается - что это не желаемое, а, напротив - нежелаемое, т.е. то, чего люди боятся, того они и ждут.
4. Общественное мнение - ПРОГНОСТИЧНО. И это самый большой, на первый взгляд - парадокс. Потому, что будучи изначально ошибочным (ложным) по своей сути общественное мнение - посредством социальных механизмов - реализует свои страхи на практике. Таким образом мы имеем дело с общественным мнением в статусе САМОРЕАЛИЗУЮЩЕГОСЯ ПРОРОЧЕСТВА. Оно всегда действует по принципу "за что боролись - на то и напоролись".
5. Истина (понимаемая - как реальное, проверенное и обоснованное положение дел) - НЕ ИНТЕРЕСУЕТ общественное мнение! Зато общественное мнение очень интересует САМО ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, т.е. оно любит "посмотреться в зеркало". А почему? А потому, что отнологическая, сущностная функция у общественного мнения вовсе не в том, чтобы, типа, "познать истину", а в том - чтобы ЗАЩИЩАТЬ общественного субъекта от разрушения. Т.е. "общественное сознание" на самом деле является маленькой частью общественной психики, которая по своему назначению принципиально не отличается от индивидуальной психики. А базовая ролевая функция человеческой психики - это защита ее носителя, его АДАПТАЦИЯ к различным (и зачастую неблагоприятным) факторам внешней среды. И если сознание своими фактами противоречит этой важнейшей адаптивной роли психики - то "тем хуже для сознания". Именно поэтому 1/3 россиян "не заморачивается" над тем - кто вокруг кого вращается Солнце или Земля. Потому что для них "так удобнее" - это проще представить, это соответствует их повседневному визуальному опыту и не вызвает когнитивного диссонанса.
6. Интеллектуальные, когнитивные усилия не составляют основу общественного мнения. Большинство населения руководствуется соломновым библейским принципом, что "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь". (Екк. 1:18). Надо четко понимать, что интеллектуальные усилия - это, прежде всего - именно УСИЛИЯ. А еще философ Мах (в 1872 году) положил в основу своей теории познания принцип
"наименьшей траты сил". Что уж говорить про общественное сознание - оно в неменьшей степени "экономит мысли"!
7. Общественное сознание прежде всего образно, а основу любого образа составляют эмоциональный, информационный и нормативный (поведенческий) компонент. Очень похоже, что, в связи с вышеозначенной ролевой функцией в общественном сознании больший упор делается именно на эмоциональные и нормативные функции образности.
8. Поскольку носителем общественного сознания является определенный общественный субъект - народ, население и т.п. - то это и обуславливает то, что общественное мнение строится на основе сложившейся Национальной Ментальности. А всякая Национальная Ментальность лучше всего выражена в устном народном творчестве - пословицах, поговорках, анекдотах. Именно эта составляющая общественного сознания является отличным предметом для изучения его коллективной субъективности - а значит его мотивов, страхов и механизмов защиты.
9. В связи с вышеизложенным - массовое сознание живет МИФАМИ, потому, что они адекватнее его природе, чем рациональное, а уж, тем более - научное знание.
10. В природе общественного сознания - оперирование стереотипами, шаблонами, быть ПРЕДУБЕЖДЕННЫМ. Мифы общественного сознания, являясь его же порождением - практически невозможно не только побороть, но, даже существенно изменить. Однако их потенциал можно ИСПОЛЬЗОВАТЬ и еще есть потенциальная возможность - создания НОВЫХ МИФОВ - на базе уже существующих, как их обновленный вариант. И вся эта работа с общественными мифами, по сути своей является МАНИПУЛЯЦИЯМИ общественным сознанием. На чем, собственно, многие и зарабатывают)).