По улицам Перми. 1.

Jun 03, 2012 14:10


Май случился умаятным - много дел и работы. Когда голова готова была треснуть, а глаза лопнуть, я позволяла себе прогулки в выходной день - направо, налево, прямо. Но пока я умилялась новорожденным листочкам, и мечтала поведать об их прелести каждому (будто бы и без меня их никто не видит:)), как успела отцвести черёмуха, жёлтые одуванчики побелели и воздушевились, а с цветков яблонь начали осыпаться лепестки (вы стояли когда-нибудь под вихрем из яблоневых лепестков? Это песня! Это восторг! Это прям не знаю что такое! Это как японская «Последняя фантазия»). А синичкино дупло, на которое я поглядываю каждый день, ещё недавно открытое всем возможным напастям, плотно закрылось широкими листьями. И позавчера я обнаружила: в дупле появились птенчики! Конечно, я их не увидела - я их услышала.
И так вот, однажды, кустик за кустиком, деревце за деревцем, улица за улицей - выбралась я в город*. И знаете, мне понравилось то, что я увидела! Если настроить глаза на особое зрение, то они перестают видеть дурное, мусор там всякий, гадкие чёрные тэги, а замечают только то, что достойно быть замеченным - доброе и хорошее. А доброго и хорошего вокруг очень много! И не раз я ещё выходила в город на прогулки, и брала с собою любезного мужа своего. Мне, по семейным убеждениям страдающей топографическим кретинизмом, его компания была почти необходима. Да и веселее вдвоём.

*Городом я называю центральную его часть, и как оказалось, оправданно: рассматривая старые карты, нашла, что живу сейчас где-то в районе бывшей деревни Гарюшки. Ранее протекала здесь речка Гарюшка, именуемая ещё раньше - Урвой. Сейчас речка уведена под землю. В 1924 году Пермским горсоветом деревня Гарюшки официально была включена в состав города, и тогда же был распущен Гарюшенский сельсовет. А к середине XX века деревня перестала существовать.

С этой записи я хочу начать рассказ о том, что мне повстречалось по пути (по путям).
ЕКАТЕРИНИНСКАЯ, 60/62



Интерес к этому дому возник случайно, и не сразу. Сначала он ограничился этими вот окнами.



(справка: портрет четы da Montefeltro - Федерико да Монтефельтро и его жена Баттиста Сфорца. Художник: Пьеро делла Франческа. Принты под слоем лака)

Я их пощёлкала фотоаппаратом и успокоилась. И уже дома, при просмотре фотографий, зазудело во мне любопытство: дом этот, сразу видно, очень стар, и так же стары его болячки. А сколько же ему лет и какова его история? Что помнит этот почтенный старец? Какой была его жизнь? И я решила непременно разузнать о доме больше. Не сразу, но кое-что я нашла. Отругала себя, что увлёкшись окнами и деталями, я не сделала больше фотографий, общих и с разных сторон, а потому в следующие выходные отправилась к дому снова. И мне кажется, что приду ещё, потому что с появлением каждой новой информации хочется собственноглазно примерить её на дом.

Улица Екатерининская находится в историческом центре города. Названа так в память императрицы Екатерины II, по чьёму повелению в 1780 году посёлок при медеплавильном Егошихинском заводе стал губернским городом Пермь. Улица предлинная, но та её часть, почти её начало, где стоит «мой» дом, считалась престижной, и здесь находились важные административные учреждения, любили селиться служащие губернского уездного земства, губернского правления и другие чиновники различных учреждений города. Строили здесь дома и купцы: Любимовы, Тупицыны, Каменские. А в доме №60/62 в семидесятых годах 19 века жила семья Сиговых. Иронично сегодня звучит фраза о тогдашнем виде дома: «в большом двухэтажном каменном доме с полукаменным флигелем во дворе...». Сейчас дом выглядит маленьким бомжиком рядом с современными бездушными высотками.



Купец Пётр Ерофеевич Сигов



родился в 1841(45?) году в посёлке Майкорского завода Соликамского уезда в семье дворовых людей заводчика Всеволожского, от которого получил вольную. Его хозяева Всеволожские содержали частную школу, готовившую для имения грамотных служащих. В этой школе Сигов получил начальное образование (им и ограничился). Был женат на Любови Прокопьевне Гашевой (умерла в 1932 г. и похоронена в г. Перми на Старом кладбище). Имел сыновей Владимира, Александра, Николая, Петра (1875 - 1937 гг., арестован и расстрелян), дочь Марию. Пётр Ерофеевич был купцом 2-й гильдии, доверенным наследников Всеволожских, затем доверенным соликамского купца Александра Рязанцева и Мариинского купца Николая Ширкалина, занимался грузоперевозками по воде. В конце жизни имел 24 грузовых судна и несколько пристаней. Получил звание «личный почетный гражданин»*.

*Первое, о чём я подумала: А чей это, личный? Но тут, оказывается, всё не так. Почётное гражданство разделялось на личное (пожизненное, прекращалось со смертью) и потомственное (передавалось по наследству). Права потомственного гражданства переходили ко всем законным детям и далее из поколения в поколение, но уже по мужской линии. Личное почётное гражданство распространялось только на конкретное лицо и его жену. Сын личного почётного гражданина значится как "сын Личного почётного гражданина", его дети далее - мещане.

П. Е. Сигов являлся членом многочисленных общественных организаций: Пермского общественного пожарного комитета (1879 - 1899 гг., в последнее время почётный)*, попечительского совета Мариинской женской гимназии (с 1885 г.), попечительского совета женской прогимназии (с 1887 г.), попечительского совета Пермского Алексеевского реального* училища, товарищ* директора Пермского общественного Марьинского банка (1891 - 1894 гг.), городской водопроводной комиссии. Сигов являлся членом Пермской городской управы и гласным* Пермского уездного земского собрания (1874 - 1876 и 1880 -1885 гг.) и Пермской городской Думы (1879 - 1882 и 1883 - 1886 гг.). С 26 июня 1885 по 1 янв. 1891 г. Пётр Ерофеевич дважды избирался городским головой.

*Пожарное депо и сегодня находится прямо напротив дома Сигова. Оно появилось здесь ещё в 1828 году, расположилось в деревянном помещении бывшего воспитательного дома. Потом по проекту архитектора Василия Васильевича Попатенко тут для 1-й пожарной части возвели каменное здание. Была я в том районе последний раз в субботу и не сочла неудобным зайти поболтать в будку проходной.



Дежурный дяденька сидит здесь на дежурстве уже 11 лет и 11 лет видит перед собой дом Сигова. Рассказывает, что в период всеобщего дефицита сиговский дом постоянно был закрыт очередью длинной в квартал. Тогда между 62 и 66 домами размещался табачный магазин, в него то и стояла очередь. «А в табачный бунт тут такооое творилось!».
В то время появилась на «сиговской» стене красная надпись «…олой табачн…», а часть отвалилась вместе со штукатуркой.



Продолжение: «с 250-летием наш дом,».



Полностью сохранившаяся надпись выглядит так: «…олой табачн… с 250-летием наш дом, смотри не придави! За наши развалины …» и опяь всё отвалилось. (справка: табачный бунт в Перми был в 1990 году)
Может и действительно дому 250 лет (плюс ещё 20), в чём я лично сомневаюсь. Но на плане губернского города Перми, составленного в 1908 году, дом точно уже был. В 110 квартале.



Кстати, чёрные жирные точки на карте обозначают полицейский пост из двух человек (чтили порядок ранее), а вон и пожарное депо в 120 квартале, а ниже обозначена (на перекрестке ул. Вознесенская и Обвинская (25-го Октября)) церковь Воскресения, закладка которой состоялась 30 августа 1863 года. В 1940 году красивейшее здание города было уничтожено, а кирпичи, оставшиеся от церкви, были использованы для строительства жилых домов неподалеку.
Ещё, дяденька, как настоящий пожарный, указал на противопожарную перегородку между домами 60 и 62. Приглашал зайти сюда в будний день и обратиться к пресс-службе, посетить музей, где собрано много материалов и фотографий, да только сделать это я смогу не раньше июля. А может и о Сигове здесь найдётся что-то интересное - по праву бывшего члена городской водопроводной комиссии и бывшего почётного действительного члена общественного пожарного комитета. В обязанности действительного члена пожарного комитета входило два раза в неделю делать пробный выезд с пожарным обозом, по очереди дежурить во время представлений в городском театре и выезжать на тушение пожара. Городская пожарная команда Перми по тому времени была образцовой. Она была разделена на две части - 1-ю и 2-ю - и состояла из трех брандмейстеров, один из которых был старшим, и 72 пожарных служителей (зимой их число сокращалось до 62 человек). В пожарном обозе имелось: 21 большая и малая пожарная машина, 3 - ручных, 2 - подплечных, 63 бочки, а также котел с печкой для согревания воды в зимнее время и другое оборудование. Для доставки воды к месту пожара использовались лошади пожарного обоза и наемные извозчики

*Товарищ директора - это не значит товарищ по жизни, а значит это, что являлся он заместителем директора. В конце 1880-х годов годовой оборот Марьинского банка превышал 5 миллионов рублей.

*Гласный - член собрания с решающим голосом в Российской империи. С 1785 года, гласными назывались депутаты городских дум, а со времени введения в действие земских учреждений - и члены земских собраний, уездных и губернских.

*Реальное училище - в дореволюционной России и ряде других стран - среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности.

Во время пребывания Сигова на посту городского головы в 1887 году были вымощены камнем: Сибирская улица (в кварталах между Петропавловской и Пермской, Екатерининской и Вознесенской улицами), улица Оханская (между Набережной и Монастырской, Торговой и Петропавловской улицами), часть Торговой площади Чёрного рынка и часть Сенной площади. В 1888-1889 гг. построено каменное здание 2-й пожарной части на Чёрном рынке с каменными же каланчой и конюшнями.

В 1887 году городской голова Пётр Ерофеевич Сигов лично хлебом солью встречал великого князя Михаила Николаевича Романова, ехавшего вместе с сыном Сергеем на Урало-Сибирскую промышленную выставку в Екатеринбург. От пристани братьев Каменских до триумфальной арки, построенной у Набережного сада (сейчас - сад им. Решетникова), тротуар был покрыт коврами, гимназисты кидали под ноги князьям цветы.

Умер Петр Ерофеевич Сигов в мае 1899 года и похоронен на Егошихинском кладбище. Когда на заседании Пермской городской думы было сообщено о смерти Сигова, думцы почтили память усопшего вставанием и единогласно постановили отслужить по нему панихиду в зале думы, а также возложить на гроб П. Е. Сигова венок от Пермского городского общества. Вскоре вдове умершего, Любови Прокопьевне Сиговой, оказавшейся с детьми в тяжелом материальном положении, было назначено ежемесячное пособие в размере 25 рублей.

Википедия пишет: один из сыновей Петра Ерофеевича - Владимир - стал инженером, принимал участие в строительстве железной дороги «Петербург - Романов-на-Мурмане», увековечив фамилию семьи в названии станции Сиг. Другой сын - Александр - стал учёным-селекционером, создал сорт яблок «Сиговка». Дочь - Мария - была первой в России женщиной, ставшей инженером-химиком. Сейчас потомки Петра Ерофеевича Сигова живут в Санкт-Петербурге и во Франции.

*Очень возможно! Но! Не всему написанному в Википедии можно верить:) На Мурманской железной дороге действительно есть станция Сиг, только вот упоминания имени Сигова Владимира Петровича мне упрямо не попадается, и я склоняюсь больше к тому, что название Сиг связано с другим семейством сиговых - рыбьим. Не нашла я упоминания и о сорте яблок Сиговка. Зато, на форуме «Всероссийское генеалогическое древо» я нашла некую Сигову-Матисен Марию. «Сигова-Матисен Мария Петровна. Приёма 1910 г. Инженер-химик. Работала в лабораториях ленинградских заводов в области получения и изучения синтетических каучуков. Имеет авторское свидетельство по способу получения нитей круглого сечения из синтетического латекса (внедрено в производство). Во время блокады Ленинграда выполняла ряд заданий для фронта. Стаж работы 37 лет. Награждена орденом Ленина». Но на этом же форуме сообщается, что у Марии были сестра Елена и брат Борис. Но, как мы знаем, детей с такими именами у Петра Ерофеевича не было. Может двоюродные. Но в любом случае, даже если речь о той самой Марии, то она одна из первых женщин инженеров-химиков, но не единственно первая.

Вот такая славная семья жила в доме по улице Екатерининской 60/62. Дом Сигова исчезнет, как снесённый на прошлой неделе дом купца Пьянкова на улице Пермской, постройка позапрошлого века. Они не входят в список памятников градостроительства и архитектуры, это вам не дом Мешкова, не доходный дом Лейна, и не усадьба Тупицыных. Дряхлеют старые дома, и если снаружи, если повезёт, им ещё устраивают косметический ремонт, то со двора дома имеют совсем жалкий вид. А уж внутреннее состояние! Разговаривала с бабулей, давно и ныне проживающей в бывшем доме купца Сигова. «Мы не живём, мы выживаем» - её слова (популярные). Крысы и мыши атакуют дом снизу доверху. Весь дом воняет. В доме не оборудованы туалеты! А как же тогда? А вот так! В ведро! Куда девают содержимое вёдер, я спросить постеснялась. Когда-то во дворе стоял общий деревянный туалет, но его снесли (видимо тогда, когда поставили вокруг высоток). Невероятно! И это происходит сегодня, в историческом центре города. Тогда вот вам отрывок из описания Перми 1920 года из романа «Казароза» Леонида Юзефовича: «Весной, когда оттаивали годами не чищеные нужники, на город обрушивалась нестерпимая вонь. На высоких местах её потом раздувало ветром с Камы, а в низах, особенно в жару и в тихую погоду, она сгущалась до плотности дрожащего над землёй марева». Исторический центр с историческими реалиями. «Ну, хоть воду нам провели, а то приходилось ходить за водой на колонку» - поделилась радостным сообщением бабуля. Тайком я заглянула внутрь одного из входов в дом, открытый, видимо, для проветривания (кажется, тут отдельный вход в каждую квартиру прямо с улицы). Подумала, что большого количество крыс и мышей можно было бы не допустить, самим не разводя столько грязи и не храня испорченные продукты питания.



Несколько снимков со стороны двора:





Только дома обнаружила интересный эффект: к стволу дерева словно пленница привязана.



А вот кто соорудил живописные окна, я так и не узнала. По словам журнала senat_perm, окна уже не первый год так выглядят. Встретилось мнение пермского художника Саши Жунёва, что причастна к сему галерея 25.17. Я обратилась с вопросом в галерею по почте, но ответа пока не последовало. Придётся самой к ним заглянуть.

В расследовании использованы материалы:
  • глобальный портал о недвижимости Метросфера
  • Универсальная электронная энциклопедия «Пермский край»
  • Сайт муниципального бюджетного учреждения «Архив города Перми»
  • свободная универсальная энциклопедия Wikipedia
  • Краеведческое издание: Пермский дом в истории и культуре края. Материалы второй научно-практической конференции.
    И вот ещё: на сайте администрации города Перми это фото дома Сиговых выложено в разделе «пермское ретро» в ряду с действительно старыми видами Перми.



    Но это не старая фотография. И я даже считаю, что сделана она уже в 21 веке. И снята-то она с необъяснимого ракурса - это торец дома, угловой вид со стороны двора (самого дома и не видать). Видите табличку на стене рядом с заложенным окном? Вот эта табличка.



    Я предполагаю, что та самая. А вот и замазанное окно.


    Изготовлена табличка современными способами, а найденные мной упоминания о духовно-историческом центре «России славные сыны» начинаются с 2004 года (и странно, что совсем по другому адресу: бульвар Гагарина, 37). Или я путаю чего?
  • пермь

    Previous post Next post
    Up