По реке Сосновке

Oct 09, 2019 21:57

В августе этого года наша семья совершила сплав по реке Сосновке, о котором мой папа, Куляпин Александр Ильич, записал краткий путевой дневник.

СПЛАВИТЬСЯ БЫ ПО РЕКЕ СОСНОВКЕ

Эта мечта родилась у меня ещё в школьные годы, в пятидесятых годах прошлого столетия. С тех пор, наверное, не одно море вытекло из реки Сосновки, если принять во внимание, что мне уже 74 года. Трудно сейчас отыскать причины послужившие зарождению этой мечты. И спросить не у кого, да и единомышленников у меня как будто не было. Не помню. Мечта так и осталась мечтой. Впрочем, я начинал было мастерить дощатую лодку, сколотил ей борта, но далее дело не пошло.

И только уже студенческие годы положили начало полноценно мне ощутить ветер странствий водных путешествий, научили получать яркие впечатления от причудливых береговых скал, быстрых своенравных рек и тихих гладей озёр. Нигде воздух не бывает так чист, как над водой. Воистину, всё в природе прекрасно, но вода - краса всей природы! Такое пристрастие и отношение к воде сохраняется во мне по сей день. И вот, ведая обо всём этом, моя семья, а это жена, дети, внуки, и даже правнуки, уговорились организовать дружный сплав по реке Сосновке, в том числе и с моим участием. О нём-то и пойдёт далее речь.

Итак, 9 августа 2019 года в 17.00 мы погрузили в «Газель» катамаран, резиновую надувную лодку, кучу разного походного снаряжения, продукты, и толпой в 10 человек отправились навстречу приключениям.
Выгрузились вскоре в промежутке между Малой Сосновой и деревней Лыково, в месте, где река близко подходит к дороге. Выбрали на берегу площадку удобную для лагеря и завтрашнего спуска на воду наших плавсредств. Настроение у всех боевое, несмотря на тучи голодных комаров и дождь, который хоть и робко, а регулярно напоминал о себе.

Утром, 10 августа, воодушевлённые и готовые к подвигам, все распределились по рабочим местам - «согласно купленным билетам»:
- Я, ваш покорный слуга, Александр Куляпин - правый носовой на катамаране;
- Лена (старшая дочь) - правый кормчий на катамаране;
- Катя (младшая дочь) - левый кормчий на катамаране, ведущий путевого походного журнала;
- Антон (Катин муж) и Глеб (шестиклассник, Катин сын) - разведчики речного пути, управляющие резиновой лодкой;
- Маша (средняя дочь) - следящий за погодой, за картой и ориентирами на местности, первый завхоз;
- Лиза и Ромка (8-й и 3-й класс, Машины дети) - пассажиры, поддерживающие силы команды сухим пайком, наблюдатели за животным и растительным миром, за особенностями рельефа;
- Серёжа (сын) - левый носовой на катамаране;
- Санька (второклассник, Серёжкин сын) - пассажир, младший помощник Лизы и Ромки;
Не обошлось и без провожающих лиц - Анюты (вторая старшая дочь) и правнучки Саши со своим папой Колей, которые стойко разделили нашу первую ночь в полевых условиях.

Взялись за вёсла. В добрый путь! Плывём.

В среднем скорость хорошая. От обилия дождей вода в реке высокая, но мутная и грязная. Воду для питья взяли с собой в двух 20-литровых бутылях. Перекатов, можно сказать, нет, а на плёсах, особенно при встречных порывах ветра, почти застываем на месте. Помогаем катамарану и лодке вёслами. То и дело перед нами вспархивают или бегут по воде одна-две утки, а то с шумом взлетают их целые стаи. Время от времени накрапывает дождь, и мы прячемся от него в дождевики.

Ещё собираясь на сплав, я не раз выслушивал от бывалых людей сообщения, что по пути нам могут встретиться много бобровых плотин. Поэтому теперь, внутренне уже приготовившись, за каждым поворотом мы готовы были упереться в такую плотину. И упёрлись. Перед нами была река перегороженная от берега до берега плотно лежащими друг к другу брёвнами и стволами деревьев, с зажатым между ними мусором. Перепад уровня воды, характерный для бобровой плотины, отсутствовал, также не было и характерного разлива реки вширь. Решили, что это просто завал, скопление плавника. Пришлось приставать к пологому берегу, благо имелась такая возможность, и снимать с катамарана всё походное имущество. Работали все, от мала до велика. Впрягшись в катамаран мы перетащили его, огибая завал по берегу и далее спустили на чистую воду. Вновь уложили всё снаряжение, расселись по местам и снова вперёд, с песнями, с дождём. Дождь уже не угнетал - привыкли. Течение реки диктовало нам скорость и даже создавало определённый порядок и уют.

Знаем, что скоро Лыково. Через кроны деревьев уже просматривается первая крыша. Привет тебе, Лыково! Однако дальше плыть нельзя. Разведка показала, что впереди реку перегораживает очередной завал, а ещё дальше русло засорено упавшими с обоих берегов крупными деревьями, образовавшими непроходимый для катамарана лабиринт. Берега реки заросли густым ивняком, ольхой, травяным бурьяном. В траве прячется коварный невидимый валежник. И ещё одна неожиданность: противоположная окраина Лыково на реке заканчивается низкими лавами. (Для несведущих поясню, что «лавы» по местному наречию - лёгкий пешеходный мост над рекой). Подумав, решили, что разумнее всего будет обнести катамаран и вещи по деревне, одним разом обогнув завал, непроходимые берега и лавы.

И снова пришлось снимать с катамарана весь груз и уже не волоком, а как древние аргонавты несли на плечах свой «Арго», мы подняли и понесли катамаран через Лыково. К сожалению, дорогу по деревне выбирать не приходилось - её там просто не было. После обильных дождей остались от дороги где лужа, где тракторная колея, где яма, залитые дождевой водой. С катамараном в руках, под дождём, шарахались мы из стороны в сторону, опасаясь где бы как бы не оставить сапог в жидкой глине и как бы самому в неё не свалиться. Если нести катамаран - это прерогатива, конечно, взрослых, то наши юные участники с ожесточением взялись за походное снаряжение.

И вот, наконец, мы снова на плаву. Скоро справа по берегу должна бы быть деревня Меркуши, к сожалению, уже исчезнувшая с карт района. Низкий ей поклон. Многолюдной когда-то деревня была, играли в ней свадьбы, растили детей, с песнями работали в поле. Весело отдыхали. В летнее время собирались под чьими-нибудь окнами или на деревенских росстанях - кто кого перепоёт. Обидно, но всё это кануло в вечность.

Плывём. Часто по берегам замечаются погрызы бобров, но сами бобры нам пока не встречаются. Ни бобровой плотины, ни хаток ихних. Вероятно, бобры живут в береговых норах.

Без происшествий добрались до Желнино. День клонился к вечеру, пришла пора выбирать место для лагеря. Чуть ниже Желнино по течению нашли более-менее широкий ровный берег для причаливания, установили палатки, развели костёр, сварили ужин, организовали запас дров на утро. Палатки дополнительно накрыли полиэтиленовой плёнкой. Верный попутчик дождь добросовестно моросил. Детвора, сытая и довольная, спряталась (главным образом от комаров) в палатку, играть в карты. Старшие распределились вокруг костра подвести итоги уходящего дня, обменяться впечатлениями. Лена, исполняющая на катамаране функцию правого кормчего, сейчас выступила в роли кинооператора: взяла интервью у участников.
Лена

Неожиданно раздались громкие шлепки по воде. Видим, как вдоль противоположного берега проплыл бобёр и исчез под водой.

11 августа. Раннее утро, 7 часов. Потихоньку все начинают выползать из палаток. Первым встал Антон, развёл костёр, вскипятил воду для чая, себе заварил кофе - кофейный гурман. Я тоже готов составить ему компанию, что с удовольствием и сделал. Далее оказалось, что запасы питьевой воды недостаточны уже даже для завтрака. Антон с Серёжей, взяв пустые бутыли, сели на вёсла резиновой лодки и отправились вдоль берега в Желнино. Выяснилось, что воду деревенские берут из родника. Ещё вчера, проплывая мимо Желнино, мы видели на берегу деревянный крест. Каждый из нас рассудил это по-своему, но никто не подумал, что крест этот определяет существование под ним родника.

Родник оказался освящённым, слава Богу. С этого дня в походе мы употребляли только святую воду. (И подумалось мне, вот бы и наш родник, в Большой Соснове, освятить. Вода в нём чистая и вкусная. Крест над родником поставить, мостик через речку бросить. Последний он у нас, родник, остался. Когда-то и другие были, да не стало).

В 11 часов отчаливаем. Долго прособирались! Ну да нас никто не гонит, разве что дождь, делающий всякие задержки в пути бессмысленными. А остановки в пути, даже дневные, мыслилось осуществлять, к примеру, хоть в месте слияния рек Сосновки и Сивы. А Сива - вот она уже! Была у меня задумка от этого места сделать пеший радиальный выход по Сиве до Чистопереволоки, находящейся сейчас на самой грани исчезновения. В некогда большом селе - в это трудно поверить! - остался последний житель, своя Агафья Лыкова - отшельница. Мне памятна Чистопереволока тем, что в 1973 году от НПО им. Кирова принимал я участие в весенне-посевной кампании, за что потом получил благодарность с занесением в трудовую книжку.

Река Сива сильно петляет по хорошо разработанной долине. Пойма реки низкая, заболоченная, лиственная, заросшая ольхой, ивой, осиной, тополем. В таком месте трудно найти дров для костра. Однако местами берега Сивы обрывистые, сложенные из песчаников, на них растут сосны и ели. Но к берегу высокому и крутому трудно пристать - для лагеря тоже не годится.

Впереди по правому берегу жила когда-то деревня Трефилята, коренные жители которой, думаю, что не ошибусь, носили фамилию Трефиловы. Всем сердцем любили они свою малую родину - милую деревушку в черёмухах, а остался от неё лишь короткий след на карте района - (нежил). Поклон Трефилятам.

Дальше нас ждёт деревня Вары, но нет у нас цели достичь её сегодня. Хочется скорее остановиться, согреться, отдохнуть. Дождик сыпет редким холодным душем. Вода, вода, кругом вода и мы посередине. Сырость проникает, просачивается до мозга костей. А дело уже к вечеру, пора, как говориться, и баиньки. Остановились на невысоком широком берегу. В глубине берега растёт хвойный лес, забирающийся от нас в гору. Наши грибники заоблизывались - сходить бы по грибы. Но не тут-то было - широкий берег перед самым лесом оказался заболоченным и непроходимым. Глубоко. Только цапля, старая знакомая, что временами сопутствовала нам во время плавания (часто попадала в поле зрения), перед болотом не дрогнула и повернула в его сторону. Похоже, нашла там себе уютное местечко, более мы её не видели. Антона с Глебом, так же как и грибников постигла неудача: рыбацкое счастье от них отвернулось. Виной этому, видимо, высокая и мутная вода.

Непогода поутихла. Нарубили лиственного сухостоя по берегу, разожгли костёр, разбили лагерь. Кстати, ещё перед походом, зная об этой, уже очевидной, дождливой погоде, мы для розжига прихватили с собой куски старого рубероида. Горит он хоть и с большим выделением дыма, но разгорается быстро, пламя устойчивое, жадное, долгое. Снова под нашим берегом раздались громкие шлепки по воде. Ещё не совсем стемнело, а над болотом заклубился густой белый туман. После аппетитного ужина все расположились вокруг костра - ждём печёную картошку. Условились утром рано не вставать, так как день впереди заключительный для нашего похода. Спешить некуда.

12 августа. Утро ясное, даже тёплое, не предвещающее ничего чрезвычайного. Но мы-то знаем, что впереди нас ждёт ещё один обнос у деревни Вары. А пока балдеем от хорошей погоды и поглощения на завтрак гречневой каши с тушёнкой.

Не торопясь сворачиваем палатки, укладываем походную утварь в рюкзаки и грузим всё на катамаран. Рассаживаемся, вёсла в руки и вперёд. Вон уже и Вары, а вот и лавы. Висят лавы низко над водой, не проплыть катамарану под ними. Но мы-то подобную оказию уже проходили и поэтому долго на этой процедуре не задержались. После Варов нас всё-таки настиг очередной порыв дождя и ветра, как бы таким образом прощаясь с нами.

Впереди Черновское. Но никто не запрыгал от радости, а как будто испытывал какое-то огорчение сойдя на берег. Неужели это всё? Была поставлена точка и над моей школьной мечтой. Никто не сожалел о перенесённых неудобствах и испытаниях. Всеобщий оптимизм поддерживал нас всех в нашем походе. Конечно, Сосновка - это не Чусовая-река-музей с её удивительными картинами гор, равнин и скал, но никто не выразил ни слова разочарования о совершённом сплаве по нашим малым речкам Сосновке и Сиве.

И вывод напрашивается один: вообще-то на Урале главное условие угадать лишь погоду и тогда нам не надо никакого юга!
А. Куляпин, с. Б. Соснова

Карта сплава.

Лодка разведчиков. Антнон, Ромка, Глеб.

МАша и Лиза. И сухари.

Лизина задача: отодрать утром всех слизней со дна палатки.

Машу комары любили больше всех.

Рисовая каша с тушёнкой.

Катя - ведущий путевого походного журнала.