Большой рассказ о выходном путешествии медведя Бориса и зайца Димы

Sep 22, 2017 19:13


Утром в понедельник 18 сентября я, медведь Бориска и заяц Дима проснулись очень рано - в шесть часов. Всё потому, что сегодня мы едем на автобусную экскурсию к стеле на границе Европы и Азии. Самое привлекательное в этом путешествии то, что устроено оно для плюшевых медведей и их друзей - участников пермского фестиваля "ТеддиЕврАзия", а мы, люди, типа сопровождающая их свита. А потом ещё каждому медведю вручат сертификат что действительно тут бывал. Увидеть и запечатлеть плюшевую компанию на фоне приграничного памятника выглядело очень заманчиво.


К тому же я пока в отпуске.
Всего знаков на протяжении европейско-азиатской границы сочтено шестьдесят, выглядят они по-разному: самые обыкновенные дорожные знаки, деревянные столбы с табличками, беседки, каменные горки, обелиски. Стела, к которой мы направимся, расположена у дороги Качканар-Чусовой в 9 км от поселка Промысла в сторону Свердловской области, в 225 км от Перми. Выполнена по проекту Алексея Залазаева, установлена в 2003 году, одна из самых высоких, её высота - 16 м. Стела заменила собой ещё до революции установленный в этом месте обелиск в виде лёгкой металлической пирамидки. Интересно, что географические общества так ещё и не пришли к единому мнению, где на карте проходит истинная линия европейско-азиатской границы, но нам это и не важно, нам важно - приключения.

По дороге к стеле автобус сделал остановку в Верхнечусовской Казанской Трифоновой пустыни, расположенной среди живописных окрестностей реки Чусовой на горе Митейной. Поклониться святыням медведи не пошли, остались в автобусе, что и правильно - у плюшевых медведей свои боги.
Покажу совсем немного из того что видела.










Едем дальше.


Вот и приехали.




Ветра тут дуют сильные, свободные. В принципе и рассказывать-то особо больше нечего, только что «сдуло» нас отсюда очень скоро. Медведям ветры не страшны, а вот с людьми сплошная морока: и кушать они хотят, и в туалет им надо, и вообще люди очень суетливые создания, вечно спешат. Так ведь и без них никуда.

Следующая остановка на мой взгляд самая интересная. Этнографический парк истории реки Чусовой - небольшая деревня XIX века - музей под открытым небом - основан осенью 1981 года недалеко от города Чусовой.




Музейный комплекс раскинулся у подножия Арининой горы, на берегу реки Архиповки. Деревянные сооружения перенесены сюда из обезлюдевших деревень и сёл группой энтузиастов под руководством основателя музея Леонарда Постникова, увлекавшегося походами по окрестностям Чусовского района. Судьба тех построек была одинакова: либо в печке сгореть, либо медленное разрушение.

*Так в 1981 году на новом месте обрела новую жизнь часовня из деревни Махнутино. Церковка, как говорят, построена без единого гвоздя.




Сейчас в ней устроен музей Ермака. Основа экспозиции - картины художника России Павла Фёдоровича Шардакова. Картины написаны в иконописном жанре по дереву с использованием натуральных красок, которые Шардаков сам замешивал на основе яичного желтка.


Каждая картина отражает отдельные этапы похода Ермака из Нижне-Чусовских городков в Сибирь.


Кроме этого, здесь представлены макеты орудий, которые ермаковцы использовали в битвах: пушечки на лафетах, пищали, а также некоторые оригиналы орудий, датируемые XVII веком.
Пушечка у входа. Она не оригинальная, но самая точная копия.


Потрогала кольчугу, прикинула на вес - ох, и тяжела же должна быть!




Рассказывали, что царём Иваном Грозным Ермаку были посланы в подарок две кольчуги, пришедшиеся ему очень кстати в трудном походе. По свидетельству сподвижников Ермак носил их сразу обе, одну поверх другой, и днём и ночью. В них и утонул в 1585 году в реке Иртыше, спасаясь от нападения войска сибирского хана Кучума. Да, тяжёл был царский подарок.
Пороховница. Почему с дыркой?


*Пожарная часть (перевезена из села Антыбары).
О сельских пожарных командах на необъятных российских просторах приходилось только мечтать - в основном, пожарные станции были привилегией городов. В деревне моего детства, например, пожарной станции не было, а был колокол. При звоне пожарного колокола все жители должны были сбежаться на тушение огня, взяв с собой тот предмет, изображение которого размещалось на воротах его дома: ведро, лопату, багор или топор. Однако, были и исключения такие, как, например, уникальная пожарная станция с каланчой из села Антыбары.










Музыкальные инструменты не просто так для антуража.


Поскольку пожарные в те времена проводили время от пожара до пожара в полнейшем бездействии («спит как пожарный»), кому-то пришла в голову гениальная идея нагрузить пожарных общественно полезной работой. Коль свободного времени у них много, то пусть они обучаются игре на музыкальных инструментах, организовывают оркестры и репетируют, а не слоняются без дела.


И здоровью польза. У пожарных должны быть сильные лёгкие. Такие вот огонь, вода и медные трубы.
Это были профессиональные пожарные, а не музыканты. Но то, что выступления этих оркестров были великолепным зрелищем, можно не сомневаться - до блеска начищенные трубы, пожарные каски, золотые пуговицы на мундирах ярким пламенем горели на солнце, ослепляя зевак воскресным днём. Все пожарные - усачи. Говорят, усы были обязательны, ими пожарные во время пожара носы затыкали.
На вывеске текст песни «Пожарный оркестр» сочинённой Кириллом Головиным.
…На медной каске в маленьких лучах
Сияет солнце - лучшая награда.
И медь трубы, как губы горяча,
В любви призналась.
«Alte Kameraden».

*Крестьянская изба (сруб из поселка Мульково Чусовского района).
Для воссоздания атмосферы деревни конца XIX - начала XX вв. при доме содержится небольшое хозяйство: утки, гуси, кролики, куры, и даже пасека с настоящими пчёлами.






Сени выходят во внутренний двор, где хранится хозяйственная утварь: соха, зимние сани, пилы, снасти.




Догадаетесь ли что это за устройство такое? А это «картофелемолка» (моё название), в ней картошку в крахмал перетирали.


Ступа. Как не забраться в неё любопытному пионеру? И я бы забралась, но не влезу, и вес не яговский.


В доме.


Напротив входа в красном углу иконы. Входящему следовало перекреститься и поклониться, и пожелать здоровья хозяевам (но прежде затворить за собой дверь). Справа от образов мужская часть дома, слева - женская.
Люльку стоит качнуть одним движением, и она долго ещё не остановится, будет покачиваться.
Детский горшок. И прототип современного детского манежа - стоянок.


Ребенка помещали в стоянок, где он мог сидеть или стоять и никуда не деваться.

*Лавка (из села Антыбары). «Шапки просютъ снимать».
Сельский магазин конца XIX века. На входе посетителей встречает нарисованный купец, приглашающий подивиться на свои товары.




В пристройке лавки - скобяные (железные) изделия, изготовленные в кузницах и на заводах в XIX веке. Здесь и самовары всех размеров из Тулы и Суксуна, и обувь, и музыкальные инструменты от патефонов до медных труб, и сервизы, и духи, и ткани… Девиз лавки гласит: «Честь дороже прибыли».
- Девочки, чемоданы! - воскликнула Наташа.
Девочки, неравнодушные к чемоданам, перво-наперво устремили взор на старые чемоданы. Всё тут было мило завсегдатаю блошиных рынков.








Фото у входа. Готовь сани летом.


*Деревянная карусель. Такие аттракционы радовали в прошлом детвору на ярмарочных площадях.


*Велосипед Артамонова.


Согласно легенде, изобретатель совершил успешный пробег на своём велосипеде из уральского рабочего посёлка Нижнетагильского завода (ныне город Нижний Тагил) в Москву (около двух тысяч вёрст). Это был первый в мире велопробег. За изобретение велосипеда Артамонову со всей его семьёй и всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости.


*На речке стоит работающая водяная мельница (привезена из села Махнутино). Только сейчас мельница не работает - вода в ручье низкая. А вообще - рабочая.


Мне жаль, что экскурсия по парку была короткой, далеко не все достопримечательности мы успели посмотреть и не всё нам успели рассказать.








На обратном пути в Пермь нам показывали фильм «Хребет России» Леонида Парфёнова и Алексея Иванова.
Покинув автобус я сфотографировала Бориску с зайкой на спине пермского бронзового медведя.


Так наша экскурсия подошла к концу, но приключения на этом не закончились.

Дома медведя Бориску я передала с рук в руки Хомячку. «Да тут зайка, тут, в рюкзаке сидит, сейчас, где он тут у меня…» - отвечаю я выжидающему взгляду дочери. Открываю рюкзак… а зайки в нём нет. Нет в нём зайца Димы. Я не верю глазам, не верю рукам, я ничего не понимаю, выкидываю содержимое рюкзака, снова запихиваю, снова выкидываю. Нет зайки! К горлу комок подкатил, слёзы полились, и вот я уже рыдаю над рюкзаком. Как же так? Забыла в автобусе? Кидаюсь звонить Наташе, чтобы связалась с водителем автобуса. Звоню. Вспоминаю, что нет зайки в автобусе, я же его фотографировала на медведе. Бобёр мгновенно начал собираться к медведю, меня с собой, как я не напрашивалась, не взял: куда ты поедешь вся зарёванная? Но я ж не могу сидеть дома, ещё вспоминаю, что в трамвае открывала рюкзак, фотоаппарат доставала - вдруг выпал, а я не заметила? Ищу телефоны трамвайного депо, там никто не отвечает, я несусь на трамвайную остановку, сажусь в трамвай, выясняю у кондуктора всё что могу и еду дальше - в депо. По дороге три раза звоню диспетчеру. И тут от Бобра приходит СМС-ка: «едем домой:)». Бобёр, я тебя люблю!!!
Зайка - нашёлся! Он лежал и ждал меж медвежьих лап.
Я возвращаюсь домой, жду их у подъезда, обнимаю и целую.
Вот теперь - всё.

фестиваль, МИШКИ ТЕДДИ, погулялочки, пермь

Previous post Next post
Up