Уже стало традицией в праздничные дни пускать «Поезд Победы» через все крупные узловые станции Свердловской железной дороги. 9 мая «Поезд Победы» прибыл на станцию Пермь-II.
Гудел, пыхтел и дымил как паровоз.
Желающих прокатиться выстроилась очередь полный перрон. Сама я отказалась от этой затеи, видя, что сажают в основном детишек, а я одна займу место как минимум двоих, так чего ж их расстраивать.
На перроне играл оркестр. С особым трепетом я слушала «Прощание славянки». Не так давно мелодию «Славянки» можно было слышать каждый день при отправлении фирменного поезда «Кама».
С удовольствием понаблюдала за вокзальной тройкой собак, которая ошалев от громкой гудёжки и дыма посчитала своим долгом облаивать каждый выезд большой чёрной штуковины. Пока паровоз отдыхал, отдыхали и собаки, валялись на перроне или лениво бродили, жмурясь и зевая. Но как только паровоз шумно вздыхал, псы вздёргивали мордами и неслись работать.
Суматошный у них день выдался.
А вот очередь в санитарный вагон, а точнее в хирургический вагон военно-санитарного поезда. На экскурсию.
Построен вагон в 1937 году, прошёл всю войну, и простоя у него не бывало - могли вставить в любой санитарный поезд. Поезда состояли из 15-17 вагонов, каждый битком заполненный ранеными, которых везли с фронта. В прифронтовой полосе раненых загружали в вагоны особо не разбирая, кто сильно ранен, кто не очень, лишь бы поскорее завершить погрузку и ехать. В каждом вагоне находились врачи, и после отправления они сразу принимались сортировать людей: одному оказать первую помощь и он может спокойно доехать до госпиталя; другому требовалась операция, но можно подождать; а третьего необходимо оперировать срочно. Для таких экстренных операций и предназначен был хирургический вагон.
Экскурсию проводил Григорий Литовченко, историк-архивист, и просто очень хороший дяденька.
Не покидая вагона я послушала его рассказ три раза.
Предоперационный блок. На стол укладывали раненого для подготовки к операции.
Выложенный мелкой керамической плиткой пол сделан под небольшим уклоном от стен к столу. Под столом, в самом низком месте пола, проделаны отверстия-сливы. Туда стекали кровь и вода.
На полу емкости для отработанных тампонов и бинтов.
Операционная.
Хирургический стол.
Стол мог принимать разные положения, хоть вертикально ставь.
Здесь ампутировали руки, ноги, проводили сложные операции.
Невесёлая была обстановка: боль, крики и кровь... а что делать? Главное - спасти жизнь человека.
Электрическое освещение здесь было особо ярким. На случай бомбежек и нештатных ситуаций вагон освещался керосиновыми фонарями. Все делалось для того, чтобы работать в любых условиях.
Дальше раненые попадали в послеоперационный блок. Здесь их складывали, можно сказать штабелями. Вместо кроватей унифицированные носилки в три ряда.
Маленькая комната хирурга. Здесь он хранил медикаменты и работал с бумагами.
Тут же медики санитарного вагона хранили и готовили лекарства нужные для операций, бинты и чистое белье.
Шкафчики, тумбочки, подставки под инструменты, мойка с горячей и холодной водой. Всё сохранилось в точности, как в 1937 году.
В боксе для стерилизации всё оборудование в рабочем состоянии.
Для операций нужно много воды, поэтому вагон оборудован тремя специальными большими баками. В техническом помещении стоят два титана - один для обогрева воды на операции, второй для обогрева вообще вагона.
Санузел.
***
С января 1942 по апрель 1945 военно-санитарный поезд №227 совершил 40 рейсов и перевёз 19446 раненых и больных. Такой вот страшный конвейер. Словами писательницы Веры Пановой трудились здесь ангелы и херувимы. Здесь вручалась высшая награда - жизнь.