Из Черняевского леса. Барабанная дробь

May 01, 2017 20:46


Каждый узнает стук дятла в лесу. С недавних пор я знаю и как кричит дятел, его крики напоминают мне короткие звуки резиновой игрушки-пищалки. Дятлы весьма крикливы, и весьма громки, и я бы даже сказала истеричны ( Read more... )

птички, черняевский лес

Leave a comment

callmycow May 1 2017, 21:01:17 UTC
А я думаю, вибропластина всё-таки есть. Не в горле, но в шее или в сочленении клюва с головой. Как отбойный молоток и автомат Калашникова, в которых тоже используются мощные пружины. А может даже, весь дятел - своего рода вибропластина. имеет свою резонансную частоту, как деревянная линейка, которой можно дребезжать об край стола.

Reply

egor_13 May 2 2017, 01:23:00 UTC
В прошлом году попадалась ссылка на материалы по теме. Кажется, это была статья на Элементах, поищите.

Reply

callmycow May 2 2017, 01:29:38 UTC
Как искать-то и что?

Reply

egor_13 May 2 2017, 01:34:58 UTC
Если б я знал, то сам бы нашел... ;(

Нет, не не Элементах, там только про язык. но сейчас наковыряю еще информации.
http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=1617
http://zhizninauka.info/topics/pochemu-u-dyatlov-ne-byvaet-sotryaseniya-mozga/

Reply

callmycow May 2 2017, 05:11:57 UTC
По первой ссылке вообще постановка вопроса забавна: возможно ли не верить в божественное происхождение дятла? (За себя отвечу: теория Дарвина вполне божественна, Дарвин ничем не хуже ветхозаветных пророков.)
Предметно речь идёт о противоударной подвеске дятлова мозга - не о том, является ли дятел сам себе вибропружиной. Но упомянутое строение Os hyoideum (подъязычной кости) даёт намёк на что-то похожее.

Reply

egor_13 May 2 2017, 05:51:34 UTC
Да, там тот еще портал. Тем не менее, факты они там процитировали. А Дарвин уж точно не является творцом дятлов :)
Барабанят они , кстати, с частотой, не пропорциональной величине дятла. Самая быстрая дробь - у большого пестрого (размеры средние), у малого пестрого (много мельче) и у желны (много крупнее) они чуть медленнее.

Reply

callmycow May 2 2017, 07:31:39 UTC
А пророков с Творцом никто и не путает:)) Пророки предназначены растолковывать людям действия Творца, который сам при этом помалкивает.
Частота пружины зависит не только от её длины.
Я, собственно, на этой версии не настаиваю. Допустим, мышцы ведь тоже способны на частые сокращения (тетанус), мы ощущаем это хотя бы когда стучим зубами от холода. Но пружиный эффект мне кажется энергетически более экономным.

Reply

fishka_anna May 2 2017, 17:28:33 UTC
На нескольких сайтах сейчас прочитала, что дятлы отличные древолазы (это правда), умеют карабкаться по стволу как вверх, так и вниз. Вот дословно с пары источников: “…дятлы могут сидеть на горизонтальных ветвях, карабкаться по стволам вверх и вниз головой, висеть вниз головой на тонких веточках”, “…они с ловкостью передвигаются вверх и вниз по деревьям”. На другой половине сайтов утверждается, что дятлы умеют карабкаться по стволу только вверх. Кто же прав? Сама я сторонник второго утверждения - только вверх. Не просто так, а из собственных наблюдений. Так как?

Reply

egor_13 May 3 2017, 00:25:46 UTC
За всех дятлов мира не поручусь, но наши дятлы умеют: а) естественно, идти вверх - прямо или наискосок, б) идти вбок вокруг ствола (ну это вы тоже наверняка видали), головою так же кверху; в) передвигаться вниз по стволу, но не головой вниз, а тоже в обычном вертикальном положении, то есть пятясь; и г) мелкие дятлы могут подвешиваться к горизонтальной ветке спиной вниз, я, например, так видал трехпалого и малого пестрого.

Вниз по стволу головой вперед (т.е. вниз) из наших умеет идти только поползень. Ну и по скалам может стенолаз.

Reply

fishka_anna May 3 2017, 16:32:27 UTC
Спасибо. Но сомнения остаются: пятиться назад дятлу должен же мешать хвост? Как рассказывают, хвост дятла покрыт острыми шипами, которые цепляются за древесную кору.

Reply

egor_13 May 4 2017, 00:24:42 UTC
Дятел же не пушка, а хвост не лафет - может поднять, когда надо :) Быстро он, конечно, спускаться не сможет, но потихоньку мелкими скачками.
На мой взгляд, "шипы" громко сказано, у него, конечно, стержни перьев хвоста весьма жесткие, и, естественно, это используется ; но в свежем виде вполне похожи на перья, а в течение года на концах бородки постепенно стираются и вершины стержней начинают выглядеть а-ля шипы.
Вот у колючехвостого стрижа - шипы! https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/ff/Brown-backedNeedletail.jpg/1200px-Brown-backedNeedletail.jpg

Reply

fishka_anna May 2 2017, 17:32:13 UTC
Автомат Калашникова, если честно, я не помню, но мне понятна роль пружины в мышеловке. В автомате пружина не сработает без нажатия на курок - верно? - а в мышеловке дверца не захлопнется, пока мышь не схватит приманку. Я искала и не нашла специальной пружинки внутри дятла, наверное и нет такой, так что остаётся только поражаться его удивительной способности придавать удару клюва суперскорость. Но то внутри)) а я нашла пружинку снаружи. Она в хвосте! Но возможно на скорость долбёжки она особо и не влияет. Обратить внимание на хвост это ты мне подсказал, упомянув линейку)). Сегодня на работе я упражнялась с металлической линейкой, я перехватывала её в разных участках, с разной силой сжатия, и с разной силой и разными способами тренькала об столешницу. Пришла к выводу, что если и есть в дятле пружинка, то должна она быть где-то в области хвоста. Ну, или в коленках (выстроить логическую цепочку обратно логики у меня уже не хватит)). А дома загадку нашла: Черный жилет, Красный берет, Нос, как топор, Хвост, как УПОР. То, что дятел носит ( ... )

Reply

callmycow May 2 2017, 18:44:39 UTC
Точно, в хвосте пружина и начинается. Все в нем напружинено - и шея, и лапы, и хвост.
Мне Вспомнилась и чудесная повесть Внукова "Энтомоптер" - там мальчишки под руководством инженера мастерят летающую машину, попутно он объясняет, что у стрекозы крылья не только мышцами движутся, но и упругими колебаниями. И в "Юном натуралисте" рассказывали о том, как упругие белки берут на себя нагрузку. Вот идет лошадь, понуря голову. Голова тяжелая, как мышцам удержать ее горизонтально. Но по хребтине позвоночника идет мощная связка, на которой голова и подвешена. У большинства животных эта связка продолжается в хвосте, который уравновешивает голову. Можно заметить, что у собак, которым в юности отрезают хвосты, раньше развивается остеохондроз в спине, они потом ковыляют иноходью, вперевалочку.
В общем, без пружин никуда.

Reply

fishka_anna May 3 2017, 16:27:35 UTC
А вот ещё о чём я думала наблюдая за дятлом долбящим дупло в осине: медведь туда ни за что не пролезет, даже маленький))

Reply

callmycow May 3 2017, 18:11:36 UTC
Разве что шмель!
Но, может, тот дятел жил в естественном дупле?

Reply

egor_13 May 4 2017, 00:28:41 UTC
Не понял, о каком дятле и медведе речь, но медведь может дерево и разломать, а гималайский, полагаю, достаточно ловок, чтобы, сидя, ан дереве, ухватить птенцов, если они будут высовываться (правда, долго ждать ему придется).

Reply


Leave a comment

Up