Минерва на X Всероссийской конференции РКП(б)

Apr 22, 2017 23:49


Сегодня день рождения Ленина - каждый советский ребёнок это знает. Давно стало традицией проводить ближе к этому дню весенний субботник, и называние-то он получил - Ленинский. Говорят, в этом году субботник перенесли из-за непогоды, но нас это не коснулось - сегодня наш сознательный коллектив вышел на работу, чтоб потрудиться на благо общества - а как же иначе? Ленин тут не виноват, но я, понятное дело, сразу назвала наш субботний рабочий день Ленинским субботником.
А вчера вечером я провела сама с собой Ленинский час - отчего-то вдруг захотелось. Достала имеющийся в доме Ленинский материал: немного книг, рисунков, несколько фотографий.


Перечитала памятные из детства рассказы Бонч-Бруевича «Общество чистых тарелок», «На ёлке в школе», «Кот Васька», пробежалась скоро по другим книгам.
Одну фотографию хочу показать особо.
Ленин среди делегатов X-ой Всероссийской конференции РКП(б) в Свердловском зале Кремля (изображение кликабельно).



Фотка известная, в интернете она встречается, но маленькая.
Свердловским зал именовался при советской власти, но историческое имя его - Екатерининский. Выстроен в 1776 - 1787 г по повелению Екатерины II по проекту архитектора М.Ф Казакова.

На фотографии в первую очередь мне интересны рельефы между колоннами. Может быть в то время любая кухарка могла прийти к Ленину в Кремль и поглазеть на внутренние архитектурные красоты, а нынче - поди-ка, посмотри! Я хотела найти в интернете изображения - нет их, только словесные описания находятся. Вообще-то мне это даже странно, что такой великий художественный памятник не открыт глазам народа во множестве каталогов и альбомов с красочными подробными картинками.
Всего рельефов восемнадцать, они идут по кругу купольного основания зала, в хронологическом порядке, описывая все основные деяния русской императрицы Екатерины II, прославляют законность, правосудие и просвещение, а сама Екатерина изображена на каждом в образе богини Минервы. Под каждым рельефом имеется подпись, объясняющая смысл изображённых событий. На фото подписи скрыты за растяжками пролетарских призывов, но от того только интереснее разгадать скрытое.
Из найденных описаний рельефов выясняется, что: на фотоснимке барельефы III, IV, V и VI.
Вот о чём они говорят:


III. Там, где белым по чёрному «защита каждого клочка советской земли…», закрыты слова: «ПУСТЫНЮ ПРЕТВОРЯЕТ В ГРАДЫ» - призыв колонистов из Германии.
Россия в виде коронованной жены держит развернутый, совершенно чистый
свиток; Минерва указывает места поселений колонистов, приглашенных
из за границы. Вокруг России толпа земледельцев с орудиями; впереди
внизу Днепр и Днестр в виде статуй. За спиной Минервы женщина с рогом
изобилия.
IV. За «кулацким оружием нужным Красной Армии…» - «ПОГИБАВШИХ СОХРАНЯЕТ» - учреждение Воспитательного дома в 1763 году (точнее, закладка здания московского Воcпитательного дома в 1764 году).
В центре Минерва, окруженная детьми, за ее спиной женщина с крестом и
молодые девушки. На заднем плане видно здание Воспитательного дома.
Направо в углу Сатурн отложил в сторону свою косу и, смотря на эту
картину, готовится записать это событие. На учреждение Воспитательного
дома для детей погибших воинов.



V. «Всякий, кому дорого новое искуство...» скрывает - «И СЕВЕРЪ ХУДОЖЕСТВА РОЖДАЕТЪ» - открытие Академии Художеств в 1765 году.
Процветание художеств. Амуры показывают Минерве картины; в левом углу
статуя Екатерины, поразительная сходством; Минерва протягивает правую
руку с медальоном для награждения достойнейшего.
VІ. За «угнетёнными классами всего мира» прячутся слова «СВОЕЮ ОПАСНОСТЬЮ ДРУГИХ СПАСАЕТ» - введение оспопрививания в 1768 году.
По указу Императрицы Екатерины, оно сделалось обязательным.

А вот кадры из прошлогоднего ролика поздравления Владимира Путина с международным женским днем.


Оператор переводит камеру на барельефы и можно увидеть вблизи:
X. «ПЛОДЫ ПОБЕД» - вероятно, заключение Кучук-Кайнарджийского мира в 1774 году.


XIII. «ВЕЛИКОМУ ВЕЛИКАЯ» - открытие памятника Императору Петру I в 1782 году.


Шесть. Как же рассмотреть ещё двенадцать?

Екатерининский зал.


Previous post Next post
Up