От Мулянки до кедровки

Nov 10, 2014 21:57


В воскресенье меня угораздило добраться до реки Мулянка, туда, где река разливается, а потом опять сливается, чтобы впасть в Каму. Я собиралась побродить вдоль берега, посмотреть на воду и на тутошних птиц, но вместо этого увидела, что вода уже замёрзла, а свеженький лёд успели пробуравить рыбаки и теперь они сгорбленно сидели каждый над своей лункой и ждали рыбку.
А у берега на цыпочках стояли деревья (подумала: ведь так у них ноги мёрзнут, и ветер снизу задувает).


А больше я не увидела ничего интересного и поехала в лес. Если бы кто-то обладал рентгеновским зрением, то увидел бы, что в рюкзаке у меня лежал мешочек с семечками и орехами, и две булки. Я же чуяла мешочек своим хозяйским спинным зрением и жаждала поскорее накормить из него птичек и белочек. Три недели уже я не была на своей подшефной лесной поляне!

Пока шла по лесу, обратила внимание, как много нападало еловых шишек. Прежде сосновые всё шишки под ноги кидались, а тут россыпи еловых. Не знаю, всегда ли так бывает. Может шишкам как раз время созреть подошло, и они массово опадают? А может им помогают птицы и белки от ветки отцепиться. Вот кто поработал над этой шишкой?


Дошла я и до дерева, на котором в прошлый раз дятел шишку долбил. Вот, напомню:


Тот день был очень снежным, древесный рот снегом битком забит, а ещё дятел со своей шишкой лезет.

Снег уже стаял, и дятла след простыл, а шишка, гляньте, осталась.


На первый взгляд моя поляна тиха и необитаема, но стоит потрясти кульком на манер погремушки, как вот уже синичка оказалась рядом на ветке, за стволом мелькнул хвост поползня, послышался писк пухляков, а с ёлки посыпался снег - значит, белка подбирается. Эта просыпающаяся суета радует меня от пяток до самой макушки.
Сегодня я встретила птицу, какую до этого дня в нашем лесу не встречала. По силуэту я сперва приняла её за некрупную ворону, но нет, не ворона это. Как выбралась птица из тени на светлый сугробчик, так и видно стало, какая она вся в пестринках, словно курица. Шапочка бурая на макушке, крылья чёрные, попа белая пушистая. Клюв длинный, острый, слегка с горбинкой.




Скачет птица по-воробьиному.
Хм, а может это какой-нибудь дятел? А что, после седого дятла, а уж после вертишейки и подавно, я готова поверить в дятла в любом виде. Птиц прыгал по снегу, выискивал и выколупывал беличьи заныченные орехи, коих тут много вдоль тропы позарыто.


Птицу опознали уже дома - кедровка это, или ореховка. Очень она любит кедровые орешки, потому и имя получила созвучное. Но не растут у нас кедры. Орешки для нашей кедровки белки припрятывают - так получается - это на сладкое. А основные блюда: семечки хвойных деревьев, ягоды, насекомые, мелкие млекопитающие.


«У кедровки на шее, под языком, есть специальный мешок для перетаскивания орехов, в который может поместиться сразу до сотни орешков. Естественно, птичка не в состоянии съесть всё сразу, она делает кладовочки в самых немыслимых местах. Кедровки прекрасно помнят местонахождение многочисленных схоронов и без труда находят их и под толщей снега».
След кедровки.


«Птице кедровке в Игуменском парке города Томска установлен памятник. Памятник представляет собой сидящую на старом пеньке (в расщелине которого кедровая шишка) бронзовую птицу в натуральном размере, держащую в клюве добытый из шишки орех. Сквозь кору старого пня пробиваются новые ростки. Пень, на котором сидит кедровка, отделан настоящей реликтовой окаменевшей корой, возраст которой составляет 250 миллионов лет. Считается, что благодаря только одной такой птице за год границы кедровых лесов расширяются на 2-4 км».


птички, черняевский лес, погулялочки

Previous post Next post
Up