Так получилось, что этот гениальнейший фильм 1967 года я посмотрела только сейчас. Не знаю, получится ли у меня описать свои эмоции, не скатываясь в шаблоны (но даже если и скачусь, неважно!), но не написать о фильме я просто не могу.
Как поразил меня этот фильм! До глубины души! Тронул самое сердце! Настолько тонкая режиссерская и актерская работа, каждое слово, интонация, мимика... Когда фильм закончился, я даже не поняла, что все, фильм закончился. Я сидела с огромными глазами, с ощущением, что у меня внутри что-то оборвалось. Как он мог так внезапно закончится? А где продолжение? Я на полном серьезе думала, что должна быть вторая серия, хотя бы 5-минутная, хотя бы какое-нибудь послесловие. Было ощущение, что мне позволили на мгновение подглядеть за чужой жизнью, а потом закрыли перед носом дверь. После просмотра не хотелось ни о чем разговаривать, ничего читать или смотреть. Я лежала и прокручивала в голове фильм, вспоминала разные ньюансы. Пыталась представить, что чувствовал каждый из героев, пережить их эмоции.
Click to view
Мне понравилось, что главная героиня Анна (Нюра) в итоге не изменила мужу, но, когда она пыталась открыть закрытую дверь, мне эти минуты фильма показались вечностью. Мысленно я кричала ей "возьми ключи!!! возьми ключи!!! ВОЗЬМИ КЛЮЧИ, ВОТ ЖЕ ОНИ!!". Когда показывали, как таксист Саша ее ждет, я так же мысленно умоляла его подождать еще, не уезжать, она просто не может открыть дверь. Но ничего не вышло, мимолетная встреча так и осталась мимолетной. Нюра вернулась к грубому мужу (к быту, к детям) совсем другой, новой, и это уже никогда не исправить, она уже не будет прежней. И Саша никогда не будет прежним. Они никогда больше не встретятся (хотя, думаю, и Саша и Нюра будут постоянно пытаться искать друг друга в толпе). Единственное, что их навсегда объединило - это песня "Нежность"...
И так жалко этих двоих, повстречавшихся в суетной Москве. Всего лишь случай! Блиинн... как вспомню эти терзания главной героини, когда она увидела ожидающего у дома таксиста. Как она сидела на кухне и думала, думала.. Ведь только что она уговаривала золовку вернуться к нелюбимому бьющему мужу, плакала, жалела ее. А теперь ей самой хотелось убежать от своего грубого мужа! Я думаю, в тот момент она поняла свою золовку и перестала ее осуждать.
Я размышляла все выходные, почему фильм называется "Три тополя на Плющихе". Почему три тополя, а не два (если речь идет о людях). Кто третий? Золовка Анны, которая смогла вырваться от бьющего мужа и осуждения окружающих и построить новые и, как она утверждает, счастливые отношения? Но почему ее приравнивают к этим двум, которым не суждено быть вместе?
И еще... Когда Нюра (Татьяна Доронина) пела в машине песню "Нежность", меня до дрожи пробрал взгляд Саши (Олег Ефремов). Именно в такие моменты и видишь талант актера, который за несколько секунд, без слов и жестов, одним единственным взглядом может передать такую глубину чувств. Я даже вслух сказала "Все, он влюбился". Я по его взгляду поняла, что это была та самая песня.
Концовка была для меня очень неожиданной. Дети мерят обновки, муж Гриша считает потрепанные деньги. Все суетятся, всем дела нет до Анны. И вдруг эта песня. И в этот момент она понимает, что это и его любимая песня! Теперь это Их Песня. Дети шумят, муж задает какие-то вопросы, а она не с ними, она сидит в том такси, в Москве, с Сашей.
И все. Конец.
Параллельные прямые никогда не пересекутся.
ПС. Самый тяжелый момент в фильме, на мой взгляд
Click to view
Вот, в интернете нашла отзывы, очень понравились рассуждения, сохраню себе на память:
"Даже если бы она сразу нашла эти ключи, то никуда бы она не пошла. Ключи в данном случае находятся не снаружи , а внутри Анны. Не может такая женщина предать семью, Хотя теперь только она понимает, что в семье ее никто не любит. Даже дети. Это совершенно соответствует характеру простых ( и в этом великих) русских женщин. Долг перед семьей для нее выше собственного счастья. И это ее внутренее состояние. Это ее суть. Поэтому и ее поступки вполне закономерны. Она возвращается к своему Грише, но еще долго буде вздрагивать от услышанной по радио песни."
"Саша успел оценить и полюбить Анну, узнать ее душу за то небольшое время "путешествия" по Москве. Это же видно. И понял дядю Егора, который по отчеству Анну зовет. Дядя Егор, единственный из ее окружения, кто тоже понимает душу Анны, и ценит заключенную в ней внешнюю и внутреннюю красоту. А Анна слишком связана узами долга, чтобы вот как сестра ее мужа, взять и бросить все ради Любви. Помните, она увещевает золовку, что, мол, какой бы ни был, а муж и отец ребенку, пусть хоть и в тюрьме сидит. Нельзя, мол, семью-то разрушать. Тонкая душой она тоже прониклась к таксисту симпатией, но сердце ее наивно и чисто, и она еще не понимает, что этот мужчина быть может ее судьба. В заботах она совсем забыла о том, что ее пригласили в кино. И вот она видит в окно ждущего ее Сашу, и спохватывается, ведь она же обещала. Потом она пугается, и семья, дети, долг, воспитание, вся ее прежняя жизнь, ее руками наглухо закрывает дверь перед пробуждающимся в ней чувством. Она успокаивается, ей становится любопытно, и она за ним наблюдает. А Саша все это время ее ждет. И тут наступает момент, когда она понимает, она сердцем понимает, что или сейчас или уже никогда. Что настоящая Любовь вот она здесь, за дверью, надо только забыть и о нелюбящем муже и о детях, о долге. Она имеет право на любовь. Но она сама закрыла дверь. Она сама отпугнула счастье. Анна, под давлением чувства долга, отказалась от чувства любви. Ключи настоящие, и те, что внутри Анны, как бабочка Бредбери, меняют ее судьбу, ничего не изменив во внешней жизни. И все же любовь состоялась, она коснулась ее сердца. Гриша и ее дети с изумлением читают в глазах, в лице Анны эту любовь, чувство, им неведомое."
"Сколько уже сказано и написано об этом фильме! В общем-то, сказать уже и нечего… Этот фильм нужно смотреть снова и снова - и каждый раз не сдерживать слез, когда в конце фильма звучит «Нежность», а Нюра все понимает наконец - вот он, был рядом, твой человек, твоя половинка… И ты его больше не увидишь - никогда! А тебе остается твой жесткий муж, твои дети, которые уже потихоньку начинают тебя презирать, хозяйство… И остается только музыка, только она - и настоящее, и будущее…
Музыка Александры Пахмутовой - это третий главный герой фильма. Тема утреннего города, божественной красоты песня «Нежность» объединяют героев - и разлучают их. Можно только догадываться, какой болью будет теперь отзываться в сердце Шуры голос Майи Кристалинской. Теперь она знает, как называется эта песня. Тем самым словом, которого в своей жизни она так никогда и не услышит. И не хватает ей этого, хоть плачь, а сделать ничего нельзя - «Моя ты, Нюрка!». Моя - как корова, как дом, огород и прочие материальные ценности. И можно при этой материальной ценности курить в избе, разрешения не спрашивая, можно давать короткие, как приказы, ЦУ - и не замечать, КАКАЯ ЖЕНЩИНА перед тобой. Я думаю, Вячеславу Шалевичу немало досталось от женщин за эту роль - тем ценнее его актерская работа. Страшно жить с таким Гришей рядом, и слава богу, что он все больше «при бакенах».
Недавно смотрела «Три тополя…» еще раз вместе со своими дочками. Ревели все вместе и понимали все одинаково. Думаю, они еще не раз пересмотрят этот замечательный фильм, а значит, в нашем мире будут еще две женщины, которые не смогут пройти мимо своего счастья…"
Концовка фильма...
Click to view