"Невьянск - родовое гнездо Демидовых, талантливых предпринимателей, промышленников, меценатов и сподвижников Петра Великого. Город был основан в 1701 году на реке Нейва.
Однажды в сентябре 2007 года довелось впервые побывать в уникальном месте Урала. В составе группы студентов Уральского Государственного Университета мы поехали за 90 км к северу от Екатеринбурга. Экскурсией руководили два интересных человека: Стас Савицкий и Глеб Ершов.
Станислав Савицкий - доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусства Санкт-Петербургского Госуниверситета, руководитель Центра современного искусства, кандидат искусствоведения, эксперт Фонда современного ва «Про Арте» и арт-критик газеты «Деловой Петербург» . В 2007 - 2009 годах Фонд "Про Арте" издал каталоги трех арт-проектов, проведенных совместно с Глебом Ершовым в Екатеринбурге, Москве и Петербурге.
Глеб Ершов - доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. Куратор галереи NAVICULA ARTIS (с 1994 года). Организатор и куратор Международного Хармс-фестиваля (1995-1998, 2005). С 1990 по 2002 год выступил организатором и куратором около 70 выставок изобразительного искусства в музеях и галереях Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Польше, Германии. Автор более ста статей по вопросам истории русского и зарубежного искусства.
Уникальность поездки состояла в том, что лекция продолжалась и в пути. Все два часа, пока мы ехали к месту назначения нам рассказывали всяческие занимательные искусствоведческие истории. Как же здорово, когда занятия проходят не в аудиториях, а в музеях, старинных городах, загородных резиденциях.
Надо отметить, что город Невьянск сохранил черты недавнего советского строя. Вот какие прелестные кадры удалось поймать с первого взгляда после выхода из автобуса:
прошлое...
и современность...
Несколько шагов по скверу и мы в историческом центре Невьянска. Комплекс сооружений находится в окружении кружевной чугунной ограды с символами Демидовых - гербом с соболями.
Перед храмом мальчишки играют... Новая жизнь...
А вот одна из самых известных достопримечательностей Урала Наклонная башня.
Ее высота 57,5 метров, отклонение от вертикальной оси - около двух метров. Надо отметить, что высота Пизанской башни составляет 55,86 м от земли на самой низкой стороне и 56,7 м на самой высокой стороне;) Правда, на сегодняшний день, вершина Пизанской башни отклонена на 5,3 м от центра. (Но, она и старше))
В архитектуре башни применены элементы "русского барокко", что роднит ее со старейшим на Урале Верхотурским Свято-Троицким собором.
Небольшое напутствие экскурсовода, и мы начинаем подъем по чугунной винтовой лестнице в загадочный мир башни.
Возводилась башня в период с 1721 по 1725 годы, как символ могущества огромной промышленной империи заводчиков Демидовых, обладавших неограниченной властью на Урале.
Акинфий Никитич Демидов(1678-1745) с 1702 года управлял Невьянскими заводами. Для сбыта железных изделий с заводов он восстановил судоходный путь по Чусовой, открытый ещё Ермаком и потом забытый, провел несколько дорог между заводами и основал несколько поселений по глухим местам вплоть до Колывани; построил 9 заводов и открыл знаменитые алтайские серебряные рудники, поступившие в ведение казны. Он же принимал меры для разработки асбеста, или горного льна, и распространял вместе с отцом добывание и обработку малахита и магнита. Предложение его уплачивать казне всю подушную подать за уступку ему всех солеварен и повышение продажных цен на соль было отвергнуто, несмотря на посредничество Бирона, делавшего у него громадные денежные займы. (фото отсюда
http://topwar.ru/52939-demidovy-oruzheyniki-predprinimateli-mecenaty.html)Внутри башня разделена на несколько уровней - этажей. Назначение первого этажа точно не установлено. Очень впечатлил такой момент - стены башни стянуты металлическими стяжками, а это для 18 века явилось прообразом современного железобетона.
На втором этаже располагался кабинет Демидова. На третьем этаже находилась лаборатория: в саже, взятой из дымоходов печей, были обнаружены следы серебра и золота. По одной из версий, Демидов здесь чеканил фальшивые деньги. По другой - здесь Демидов втайне от государственной казны выплавлял серебро и золото, которое добывалось на его рудниках на Алтае.
Ещё выше находится так называемая «слуховая комната»: человек, стоящий в одном углу комнаты, может хорошо расслышать, что говорят в противоположном углу. Эффект, наблюдаемый в комнате, связан с особой формой потолка - он сводчатый и при этом слегка приплюснут.
На седьмом и восьмом этажах располагаются куранты с музыкальным боем, созданные английским часовщиком Ричардом Фелпсом в 1730 году. Фелпс изготовил колокола для часового механизма.
Имя часового мастера остаётся неизвестным. Есть предположение, что это английский мастер Лонгли Бредли, изготовивший механизм курантов для собора Святого Павла в Лондоне. Часы были приобретены Акинфием Демидовым в Англии за 5 тысяч рублей. О том, что по тем временам это была огромная сумма, говорит то, что стоимость всей башни во второй половине XVIII века была оценена гораздо меньше - в 4207 рублей золотом.
Завершает башню крыша и металлический шпиль с водружённым на нём флюгером, сделанным из просечного железа, в котором выбит дворянский герб Демидовых. Вес флюгера 25 кг. К шпилю подведено заземление. Таким образом, башня была оснащена молниеотводом за четверть века до того, как он был сконструирован Бенджамином Франклином.
Ходит легенда, что башня накренилась из-за того, что были затоплены подвалы со всеми рабочими, чеканившими фальшивые деньги. Приказ поступил из-за неожиданного визита ревизора из Петербурга.
Легендой называют также историю, напечатанную в XIX веке в одном из российских журналов, как однажды Акинфий Демидов играл в карты с императрицей Анной Иоанновной и очень крупно проиграл. Расплачиваясь, он вынул из кармана горсть новеньких серебряных монет. Императрица спросила: «Скажи-ка, Акинфий, чьи это деньги - твои или мои?» Акинфий не растерялся и отвечал: «Твои, матушка, твои, всё твоё: и мы - люди твои, и работа наша - твоя».
На самом верху башни ощущение такое словно земля наклонилась и уходит из под твоих ног...
И при этом невероятно красивый вид открывается внизу. Спасо - Преображенский собор.
После возвращения из истории башни в реальность группе студентов-искусствоведов было предложено задание: сделать быстрый скетч на тему пересечения прошлого и современности.
Небольшое обсуждение работ)
Мой вариант:
Тем временем спустился прохладный сентябрьский вечер. Здесь очень вкусно пахнет воздух. Свежестью. Осенними листьями и дымком из труб.
Пора покидать прекрасный старинный город Невьянск. Чтобы однажды сюда вернуться.
Как то так)
Использовалась информация из:
1. книги Алексея Владыкина "Невьянск. Город на Нейве." Серия "Серебряное кольцо Урала" Екатеринбург 2012 г.
2. Википедии