По-моему, еще чуть-чуть, и Фортов станет горячим сторонником именно этого варианта реформы РАН. Он уже почти готов.
Что делать будем?
"В.ФОРТОВ: Речь идет о том, чтобы вывести управление институтами, а, следовательно, и научную тематику, и назначение руководства, и отчета, и хозяйственную деятельность в отдельное агентство, которое бы этим занималось. А академики, они образуют некий как бы клуб по интересам, который должен заниматься консультациями. Обсуждалось много разных вариантов. Один из них - этот вариант. И кто будет директором - это обсуждалось как вариантное решение. Не как окончательное. А как вариантное, что возможно такое, возможно такое. Значит, мы договорились так, что я…, но это для меня новая постановка. Я взял некий таум-айт, чтобы проанализировать ситуацию. Если возможно, предложить другие решения, может быть, согласиться с этим. Я еще не знаю.
М.ЧЕЛНОКОВ: Тайм-аут у вас до какого времени, примерно? На сколько?
В.ФОРТОВ: Мы так не оговаривали по дням.
М.ЧЕЛНОКОВ: Одним словом, вы как решите, созреете, вы будете как-то с Владимиром Владимировичем соединяться?
В.ФОРТОВ: Я думаю, что или он созреет. Скорее всего, он созреет к этому времени. А, может, я созрею.
М.ЧЕЛНОКОВ: Понятно. Вы попросили так же еще дать вам год, так скажем, испытательного срока на посту президента для реформирования Академии. Как Путин на это среагировал?
В.ФОРТОВ: Он сказал, что этот вопрос существует. Но он склоняется к варианту тому, о котором все говорят. Хотя, разговор был очень такой насыщенный. Знаете, такой, концентрированный. Он продемонстрировал вообще знание предмета, конечно.
М.ЧЕЛНОКОВ: Со стороны Путина?
В.ФОРТОВ: Да. То есть, он информирован. Видно, что он размышлял. Установки очень такие содержательные.
М.ЧЕЛНОКОВ: А вообще обстановка при беседе была в большей степени с чьей стороны, скажем так, шли предложения? С его, с вашей? Это была беседа, или вы в большей степени слушали Путина?
В.ФОРТОВ: Это был свободный обмен мнениями. И я доволен этим разговором. Он был содержательный, заинтересованный, определенный. Мне понравилось, как он его вел.
М.ЧЕЛНОКОВ: Вы обсудили, что мировое и российское научное сообщество встретило реформу Академии в штыки? Вы об этом говорили?
В.ФОРТОВ: Это было отмечено, но не как основная тема.
М.ЧЕЛНОКОВ: Вы в курсе, что правительству пригрозили отставкой, если вдруг. За попытку, вернее, реформирования российской академии наук. Эту тему вы как-то обсуждали с Владимиром Владимировичем?
В.ФОРТОВ: Кто пригрозил отставкой?
М.ЧЕЛНОКОВ: Госдума говорила о том, что может выдвинуть вотум недоверия и так далее.
В.ФОРТОВ: Да нет. Это все… Мы это не обсуждали.
М.ЧЕЛНОКОВ: В ближайшее время что ждать?
В.ФОРТОВ: Я могу только сказать одно. Эта реформа необходима. Она давно обсуждалась. И нам было нужно раньше проводить необходимые преобразования, но я очень призываю быть осторожными в решении этих вопросов. За этим стоит, в общем, 100-тысячный коллектив людей, не самых глупых в нашей стране, поверьте. И поэтому какие-то такие решения, которые, по крайней мере, не обсуждены и не приняты научным сообществом, могут быть с плохим результатом. Но я сторонник диалога и поиска компромисса, никак не конфронтации.
М.ЧЕЛНОКОВ: Вам не боязно?
В.ФОРТОВ: А что бояться-то особенно?
М.ЧЕЛНОКОВ: Не знаю. Но вдруг что-то не заладится, нет?
В.ФОРТОВ: Нет, я, понимаете, не силами мериться хочу. Я хочу найти правильное решение для нашей науки. У меня другой цели нет. Я не сторонник вообще каких-то боев, наступлений, отступлений, фронтов и так далее. Я считаю, что есть проблема. Эта проблема, с моей точки зрения, существует. Но решать ее можно по разному. Можно так, как предлагаю я и мои коллеги по Академии. Можно так, как предлагают коллеги из правительства. И я бы считал - я на этом стою, то нужно садиться, договариваться, искать оптимальное решение исходя из того, что обе стороны хотят добра. Но если получается так, что одна сторона другую слушать не желает, то это совсем другая обстановка. Хорошего в этом, по моему, мало.
http://www.rusnovosti.ru/guests/interviews/264362/270212/