Решила я наконец-то озаботиться вопросом получения немецких прав, т.к. российские после полугода жизни в Германии превращаются в тыкву. Если получать немецкие права в течение трёх лет после переезда (при условии наличия российских), то можно идти по "упрощённой схеме", которая требует меньше времени и денег, потому что не надо ходить на теоретические занятия, нужно меньше часов практики (не знаю, будет ли это так в моём случае, хаха!) и не нужны специальные занятия по вождению на автобане и в ночное время.
Расскажу в принципе про процесс получения прав в Германии.
Шаг 1. Самый сложный - пожертвовать субботой, встать рано и пойти на курсы оказания первой помощи. Курс идёт около 6-8 часов: рассказывают теорию и дают потренироваться на манекенах и живых людях. Никакого экзамена по итогу нет, просто дают сертификат. Курс стоит 20 евро.
Шаг 2. Проверить зрение (6 евро). Точные цифры зрения их не интересуют, важно то что ты нормально видишь и нужны ли для этого какие-то приспособления (очки, линзы). И всё - никакие справки от миллиона врачей как в РФ не нужны.
Шаг 3. В случае замены прав (Umschreibung), нужно эти самые права перевести на немецкий. Меня отправили в ADAC (вдруг кто не знает - Allgemeiner Deutscher Automobilklub, т.е. всеобщий германский автоклуб, типа AAA американской) и через неделю и 65 евро перевод у меня был.
Шаг 4. Собрать все документы и прийти записаться в автошколу. Запись стоит около 160 евро.
Шаг 5. Далее все документы отправляются в TÜV (Technischer Überwachungsverein - Союз работников технического надзора). Они около месяца документы проверяют, а потом признают права. Некоторые другие страны после этого сразу получают немецкие права, но не мы. Но хотя бы после этого можно идти по "упрощённой" схеме. Стоит проверка в TÜV около 40 евро.
Шаг 6. Если российских прав до этого не было, нужно ходить на занятия по теории. Мне не нужно было, поэтому я готовилась сама дома по специальной книжке, которая стоит около 40 евро. В книжке по темам описывается теория, а также предоставляется доступ к онлайн приложению с вопросами. (У
blau_hamburger вот
тут хорошо описано про учебник). Я же учебником практически не пользовалась, просто решала вопросы.
Вопросов 978, но при этом в вопросе возможны несколько правильных вариантов ответа (а иногда все). Если не все правильные указал или какой-то неправильный, то ответ неверен. Это как раз мой самый нелюбимый вид тестов!
Каждый вопрос имеет вес от 2 до 5 баллов. В экзамене 30 вопросов, чтобы сдать можно сделать ошибок на 10 баллов.
Среди вопросов есть видео-вопросы, их многие находят очень сложными. Нужно посмотреть 15-секундное видео (5 раз можно), где показана какая-то ситуация на дороге. И только после просмотра видео можно увидеть вопрос и варианты ответов. Увидев вопрос, видео ещё раз посмотреть нельзя.
Но мне гораздо сложнее давались технические вопросы, например, про присоединение прицепа и причины различных поломок. Например, почему дизельная машине не трогается с места, если бак полон. Ответа "Позвонить в ADAC" (а они мимими там, я им звонила уже) почему-то не было.
Некоторые вопросы были совершенно простые, например из серии "don't do drugs", или вот такой вот забавный вопрос "О чём предупреждает этот знак?" и третий вариант ответа - "О пьяных водителях":
Но были и каверзные вопросы, где нужно внимательно прочитать каждый вариант ответа, т.к. из-за одного слова (например, "только") ответ уже будет неправильный.
Экзамен можно сдавать на разных языках, в том числе русском и английском. Но я решила, что на немецком будет полезнее - всё равно знать такие слова нужно.
В качестве подготовки я просто три раза прорешала все вопросы + дополнительно те, которые считала сложными.
Шаг 7. После завершения подготовки можно идти сдавать экзамен (вот
тут у
blau_hamburger подробнее описано). Он стоит 21 евро. Каждая попытка платная.
Экзамен назначается на определённое время. И это так хорошо по сравнению с РФ, где надо было ждать несколько часов, пока твоя очередь подойдёт.
Экзамен длится 45 минут, но все заканчивают гораздо раньше.
Сегодня как раз писала этот экзамен - минут за 5-10 всё сделала, ни одной ошибки :)
После отпуска начну делать практику.