Год 1965-ый. С небольшим отставанием битломания, как и мода на мини-юбки, докатились и до СССР. Причём, если там ливерпульская четвёрка была лишь одним из представителей протестной свингующей молодёжи, на равных соперничавшей в популярности с другими рок-группами, то для наших слушателей, ещё не знакомых со словом «рок» и предпочитающих простые задорные мелодии без какого-то там внутреннего протеста, «Битлы» стали главной и практически народной рок-группой. Молодёжь начинает перепевать их песни, создавать свои группы, в моду входят длинные мужские причёски. Распространяются даже слухи, что знаменитая четвёрка останавливалась в Шереметьево по дороге в Индию, где дала закрытый концерт для членов Политбюро.
На верхах же новую молодёжную моду, как и положено, приняли в штыки. Педагоги в школах начинают борьбу с патлатыми парнями. В газетах и журналах появляются фельетоны, осуждающие «жучков-ударников», - так в прессе называют «The Beatles». В тот год Никита Богословский напишет: «Трое с гитарами, один ударник - и все четверо... чуть было не сказал - поют! Трудно себе даже представить, какие звуки издают эти молодые люди под собственный аккомпанемент, какое содержание в этих опусах. Достаточно сказать, что одна из их песенок называется “Катись, Бетховен!”».
По всей видимости, известный анекдот про «Рабинович напел» возник именно после этой истории. Причём «Рабинович» выступил в ней не только в качестве исполнителя, но и как переводчик текста.
А у себя на родине в этом году все участники группы были награждены Орденами Британской империи «за вклад в развитие британской культуры и её популяризацию по всему миру». Впервые в истории эту награду получили поп-музыканты! Причём, заметьте: эти музыканты сформировались как группа и записали свою первую песню менeе трёх лет назад!
Такое признание заслуг «The Beatles» вызвало у многих кавалеров этого ордена, удостоившихся его за заслуги перед отечеством, протест, и они стали возвращать свои награды. Спустя 4 года и сам Джон Леннон вернёт свой орден в знак протеста против вмешательства Великобритании в гражданскую войну в Нигерии. В СССР этот шаг будет преподнесён, как отказ не одного Леннона, а всей четвёрки от королевских наград в знак протеста против войны - внимание! - США во Вьетнаме. И этот поступок только подчеркнёт, что «битлы» - наши, «правильные». Чего только не выдумаешь из-за любви к кумирам!
Вместе с тем, у себя в Англии эпоха битломании стала подходить к закату. Музыканты выросли из прежней развлекательной музыки и решили от концертов перейти к студийной записи альбомов. Одним из примеров нового звучания ливерпульской четвёрки стала записанная в том году песня «Yesterday». Она как бы символизирует то, что сказанное и спетое вчера навсегда останется во вчера.
Фрэнк Синатра назвал «Yesterday» «величайшей из когда-либо написанных песен о любви». По результатам опроса 1999-го года эта песня была признана лучшей песней XX столетия. На неё было сделано кавер-версий больше, чем на какую-либо другую песню. В одной только Америке в XX-ом веке она исполнялась различными музыкантами свыше семи миллионов раз!
В отличие от всех прежних песен «The Beatles», в записи «Yesterday» принимал участие лишь один Пол Маккартни, играя на акустической гитаре в сопровождении струнного квартета, приглашённого Джорджем Мартином. Именно такое исполнение остаётся каноническим и по сей день. Мне же повезло найти интересную запись с одного из концертов, где эта песня звучит в сопровождении всех музыкантов легендарной четвёрки, а сам Пол исполняет партию бас-гитары.
В 1965-ом году песни ливерпульской четвёрки пять раз покоряли вершину американского Billboard. Но, как не удивительно, самым продаваемым синглом года в Америке в тот год был признан хит малоизвестной группы «Sam the Sham & the Pharaohs» «Wooly Bully», проданный в количестве 3 миллионов экземпляров. В такой успех почти невозможно поверить, тем более что всё в этой записи было странным: и сама группа, чей внешний имидж создавался под впечатлением костюмов к фильму 1956-го года «Десять заповедей» о выходе евреев из египетского рабства, и сценический псевдоним Sam the Sham (Сэм-Шарлатан), выбранный её солистом Доминго Самудио в шутку над своей непригодностью, как вокалиста, да и сама песня, названная по кличке любимого кота её солиста. Кроме того, часть слов песни было абсолютно невозможно разобрать, из-за чего некоторые радиостанции отказывались её ставить в эфир.
Тем не менее, очередной шлягер в стиле бабблгам, не поднявшись выше 2-го места в списке Billboard, становится самым популярным хитом 1965-го года в США. Да и сейчас звучит весьма задорно:
Вы думаете волна битломании, прокатившаяся по всему миру, позволила «выпустить пар» свингующей лондонской молодёжи и на этом всё закончилось? - Ничего подобного! «The Beatles» были лишь вершиной айсберга, в то время как движение нового поколения, ищущего новые жизненные ценности и формы самовыражения, лишь набирало обороты. Постепенно именно молодёжь и студенчество становятся главной движущей силой десятилетия в Европе и Америке.
На протяжении долгих лет главным соперником битлам выступала другая британская группа «The Rolling Stones», которая, по словам их менеджера, должна была стать «бунтарской альтернативой» прилизанным ливерпульским мальчикам. В отличие от ранних песен «The Beatles», музыку этой группы уже можно назвать чистым роком.
Поначалу «роллинги» исполняли чужие песни, а их популярность имела скорее «грязный» характер. Концерты группы в различных клубах часто перерастали в дебоши и драки с поломанными инструментами и мебелью. Но вскоре в группе возникает свой авторский дуэт, подобный битловской связке Леннон-Маккартни. А в 1965-ом году вершину американского чарта впервые покоряет и удерживается на ней в течение четырёх недель композиция «роллингов» «(I Can’t Get No) Satisfaction». Эта песня вывела группу на уровень звёзд, на котором свалки фанатов скорее мешают, чем помогают популярности.
В 2004-ом году журнал «Rolling Stone» (главное рок-издание США, созданное в 1967-ом году и созвучное с группой лишь названием) поместил этот сингл на второе место в своём списке лучших песен всех времён. Да и сами «The Rolling Stones» c 1969-го года сохраняют за собой статус величайшей рок-н-рольной группы в мире. Вот как выглядело их выступление в одном из популярнейших американских телешоу Эда Салливана:
Рок был не единственным средством музыкального выражения молодёжи шестидесятых. Свинг не был бы свингом, если бы музыканты не искали новые формы и средства для вдохновения. Так увлечение индийской культурой и музыкой даст начало такому направлению, как психоделический рок, а в результате обращения к клавесину и музыки эпохи барокко появится стиль барокко-поп. Примером последнего является красивая баллада «As Tears Go By», исполненная теми же «роллингами» в 1965-ом году.
Песня была написана солистом группы Миком Джаггером и гитаристом Китом Ричардсом годом ранее, и стала одной из первых песен этого плодотворного дуэта. Так как формат баллады немного не соответствовал изначальному бунтарскому имиджу группы, их продюсер, Эндрю Олдем отдал песню подруге Мика Джаггера, 17-летней Марианне Фейтфул (Marianne Faithfull).
«As Tears Go By» стала дебютом этой молодой британской исполнительницы. Запись поднялась до 9-го места в британском хит-параде 1964-го года, и «The Rolling Stones», вдохновившись успехом, на следующий год записали уже свою версию этой песни. Но, думаю, будет интереснее сейчас посмотреть её изначальный вариант.
Успех рок-исполнителей способствовал успеху и других музыкантов. Так можно отметить песню «A Taste of Honey» с дебютного альбома ливерпульской четвёрки. Правда изначально это была не песня, а лишь музыкальная композиция, написанная Бобби Скоттом и Риком Марлоу к бродвейскому мюзиклу по одноимённой британской пьесе 1958-го года. В 1962-ом году она даже удостоилась награды «Грэмми» в номинации «Лучшая инструментальная тема». Но именно в «битловском» исполнении, уже со словами она получила всеобщее признание.
И вот, в 1965-ом году эта композиция снова получает сразу несколько наград «Грэмми», в том числе самую престижную - в номинации «Запись года» - уже в исполнении американского трубача Херба Альперта и его оркестра «The Tijuanna Brass».
Поначалу под этой маркой Херб записывал композиции в маленькой записывающей студии, оборудованной в собственном гараже, играя сам на разных инструментах и иногда приглашая временных сессионных музыкантов. Но растущая популярность мелодий и необходимость продемонстрировать живые выступления вынуждает его набрать постоянный состав для своего оркестра, чей дебют на сцене состоялся в 1965-ом году. Исполнители сразу получили большое признание публики и стали одними из самых высокооплачиваемых музыкантов. В том же году они записывают сразу два успешных альбома.
Хоть композиции Херба Альперта и насыщены прекрасной импровизацией, их нельзя назвать джазом. Это была музыка в стиле лаунж, чей золотой век приходился как раз на эти годы. Название стиля происходит от слова «lounge» - «гостиная», так как изначально так обозначалась лёгкая фоновая музыка, звучащая в холлах гостиниц, магазинах и кафе. Именно в то время в разных странах создаются оркестры Поля Мориа, Джеймса Ласта, Фаусто Папетти. Но разговор о них ещё впереди, а сейчас смотрим талантливейшего Херба Альперта с его командой, исполняющих лучшую запись 1965-го года:
You can watch this video on www.livejournal.com
Кстати, гаражная студия звукозаписи, в которой начинал Херб Альперт, в дальнейшем превратилась в известную звукозаписывающую компанию «A&M Records», подарившую миру таких исполнителей, как Стинг, Шерил Кроу, Брайан Адамс, группу «Carpenters» и других. Сам же Херб до сих пор остаётся её совладельцем.
Раз уж мы упомянули стиль лаунж, нельзя не вспомнить фоновую музыку к кинофильмам, которая просто по определению также относится к этому стилю. И на этот раз я хочу поговорить о почти забытом у нас фильме «The Sandpiper» с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном в главных ролях. В 1963-ем году они уже выступили в главных ролях в легендарной «Клеопатре», во время которого между ними закрутился роман, что вызвало большой скандал, не сходивший с первых полос газет. Их называли самой звёздной парой Голливуда. И вот спустя два года они снова встречаются в одном фильме, словно проигрывая - теперь уже в кадре, а не за кадром - всю историю и проблемы любовного романа, которому не суждено счастливо закончиться.
В русском переводе фильм назывался «Кулик» и почему-то мало запомнился нашим зрителям, возможно и незаслуженно. Зато главную музыкальную тему из него «The Shadow of your Smile» на музыку Джонни Мэндела, думаю, знают все. Впоследствии эту песню перепевали многие исполнители. Изначальный же её вариант для фильма был записан великим певцом американской эстрады Тони Беннетом.
Расцвет популярности этого исполнителя пришёлся на начало 50-ых. С наступлением эры рок-н-ролла, интерес публики к его простым и задушевным песням стал остывать. Но в отличие от других своих партнёров по сцене, Беннет не сдался и дождался возвращения интереса слушателей к традиционной эстраде, удачно поймав новую волну успеха. В том же 1965-ом году Фрэнк Синатра в интервью журналу Life сказал: «Тони Беннетт является лучшим певцом в бизнесе. Он возбуждает меня, когда я смотрю на него. Он глубоко трогает меня. Он певец, который доносит то, что композитор имеет в виду, и, возможно, немного больше».
Вот как звучал тот изначальный вариант этой песни в исполнении Тони Беннета. Кстати, благодаря вступительному куплету он почти на целую минуту длиннее последующих вариантов других исполнителей. В том же году это исполнение было удостоено премии «Грэмми» в номинации «Песня года», а в следующем она получит «Оскар» за лучшую песню к фильму.
Поначалу именно этим видео я и хотел закончить первую часть своей истории про 1965-ый год. Но получалась какая-то недосказанность. Ведь рассказать немного о фильме и не показать хотя бы кусочек из него - это всё равно, что закинуть крючок, не насадив на него червя. Да и сравнение с альтернативными вариантами прочтения песни требовало какого-то подтверждения.
И тут мне на помощь пришло видео с другим вариантом исполнения композиции «The Shadow of your Smile», записанном в том же году. А записала её молодая и талантливая американская певица Барбра Стрейзанд. Уже дебютный её альбом, выпущенный два года назад, получил премию «Грэмми» сразу в двух номинациях, в том числе и как «Альбом года». В 1964-ом и 1965-ом певица вновь удостоена этой премии уже за «лучшее женское вокальное исполнение». И эти награды будут далеко не последними! За какие-то три года выходят сразу шесть альбомов певицы. Спустя три года с выходом фильм «Смешная девчонка» Барбра Стрейзанд прославится ещё и как актриса. А на 34-ой церемонии в 1992-ом году она будет названа «Легендой премии Грэмми».
Послушайте ту же композицию в женском варианте исполнения и сравните с оригиналом. Возможно, после этого фрагмента вам захочется посмотреть и сам фильм «The Sandpiper».
<
Год 1964-ый. Часть 4. Год 1965-ый. Часть 2. >