Музыка, которую я люблю. Год 1964-ый. Часть 1

Feb 07, 2018 20:56

Если предыдущий 1963-ий год можно назвать революционным в истории мировой музыки, то пришедший ему на смену 1964-ый я бы назвал урожайным. То ли в результате найденных новых форм звучания, то ли как следствие прошедших потрясений, но в этом году исполнители разных стран подарили миру много замечательных мелодий, прочно вошедших в историю популярной музыки. По крайней мере, - если говорить о той музыке, что нравится лично мне. Количество созданных в 1964-ом году хитов столь велико, что мой рассказ о нём займёт четыре части, вместо привычных трёх.

Предыдущие мои рассказы начинались с Америки, как центра музыкальной индустрии. В том году США переживали уникальное культурное явление, которое назовут «британским музыкальным вторжением». Первые места в американских хитпарадах, как и хитпарадах других стран, прочно удерживают синглы британских исполнителей и - в первую очередь - ливерпульской четвёрки, получившей по результатам года «Грэмми» в категории «Дебют года». Конечно, дебют и последующая за ним «битломания» случились годом ранее в Лондоне. Но ведь «Грэмми» - премия американская. У них и солнце восходит позднее.



Уникальное явление: одной группе удаётся в течение 14 недель безраздельно удерживать вершину Billboard со своими песнями. Их синглы «Can’t Buy Me Love» и «I Want to Hold Your Hand» становятся самыми продаваемыми в Великобритании и США, а альбом «Beatles For Sale» становится самым продаваемым британским альбомом.

Но в этот раз мой рассказ пойдёт не о «битлах», чьи песни всем безусловно хорошо знакомы, а о других британских исполнителях, участниках того «вторжения», чьи песни определяли музыкальные пристрастия слушателей в 1964-ом году. Итак, сегодня начнём с Англии.

И тут, конечно же, нельзя не вспомнить классику фолк-рока, легендарную «The House of the Rising Sun» в исполнении группы «The Animals» из Ньюкасла! Ведь именно с вокалом солиста группы Эрика Бёрдона в этой песне обычно принято ассоциировать сам термин «британское вторжение». Он буквально выкрикивал слова блюзовых тем в микрофон. Такая подача песен сдержанным британским слушателям показалась эксцентричной, а пресса окрестила музыкантов «животными». В результате группа, изначально называвшая себя «Alan Price Rhythm & Blues Combo», решила сменить имя на «The Animals».

Несмотря на то, что группа британская, их хит «The House of the Rising Sun» имеет американские корни. Никто уже и не вспомнит, кто был автором слов этой баллады о парне, погубившим свою жизнь в доме «Восходящего солнца» в Нью-Орлеане и предостерегающим от этого остальных. Тем более, что разные блюзмены исполняли её в разных вариантах. Много было и гаданий, что же это за дом такой, о котором поётся в песне. Предполагали, что это бордель, игорный дом или тюрьма. Кто-то даже нашёл на одной из старых фотографий, что в начале XX века в Нью-Орлеане действительно существовал дом с изображённым на нём восходящим солнцем. Как оказалось, это было здание тюрьмы... только женской - «Orleans Parish women’s prison». То есть баллада должна исполняться как бы от женского лица.

Так или иначе, эта ставшая народной песня исполнялась многими блюзменами, но так и не достигла популярности. В 1962-ом году её даже записал Боб Дилан. Именно его вариант «The Animals» и решили записать в роковой аранжировке. На всё про всё у них ушло 15 минут. А в итоге их запись взлетела на вершины хитпарадов по обе стороны Атлантики, а сама группа стала всемирно известной.

image You can watch this video on www.livejournal.com



И ещё об одной ливерпульской четвёрке не могу не вспомнить в этом рассказе, тем более, что они считаются второй мерсибит-группой после «The Beatles». Речь идёт о «The Searchers».

Необходимо пояснить, что мерсибит - это не какой-то самостоятельный жанр, а просто иное название стиля бит. Просто, изначально в Британии бит стали играть преимущественно группы из Ливерпуля и Бирмингема. Соответственно, музыку бирмингемских бит-групп окрестили брамбит, в то время, как то, что играли ливерпульские команды, стало мерсибитом по названию реки Мерси, на которой стоит Ливерпуль. Наверное, по тому же принципу спустя двадцать лет наша группа «Браво» назовёт свой альбом «Московский бит».

В том году «The Searchers» влетели в американский хитпарад с песней «Needles and Pins». Данная песня также была написана американскими авторами Джеком Ницше, автором музыки к фильмам «9 с половиной недель», «Пролетая над гнездом кукушки», «Мулен-Руж» и многим другим, и Сонни Боно, известным, как партнёр по сцене и муж певицы Шер (совсем скоро и до них дойдёт мой рассказ). Спустя 23 года эту же песню, но уже в виде рок-баллады, запишут «Smokey». Именно в их варианте эта песня сейчас и известна большинству слушателей. Но, по-моему, вариант «The Searchers», принёсший известность этой композиции, явно не хуже.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Формат бит-музыки, предложенный «The Beatles», как и их имидж студентов в строгих аккуратных курточках с узкими галстуками, но при этом с не приглаженной по моде прошлых лет криолином шевелюрой оказался весьма востребованным. Он как бы демонстрировал, что при всей внешней строгости, навязываемой предыдущим поколением, невозможно остановить свингующее настроение молодёжи и её желание самовыражения, и для этого совсем не требуется каких-то сложных форм или красивых слов. Не удивительно, что этот формат был подхвачен и многими другими исполнителями. Один за другим стали появляться коллективы, выглядевшие как бы отражениями ливерпульской четвёрки.

Взять хотя бы британский дуэт «Peter & Gordon», состоявший из Питера Эшера и Гордона Уоллера, чей сингл «A world without love» в тот год вышел на вершину хитпарадов по обе стороны Атлантики. Их называли британским ответом дуэту «The Everly Brothers», о которых я рассказывал ранее. Ныне почти забытый, этот дуэт был весьма популярен у слушателей на протяжении пяти лет.

Впрочем, сходство их исполнения с музыкой «The Beatles» имеет и другое, более простое объяснение: эту песню, как и три других хита, выпущенные в том году Питером и Гордоном, написали для них Джон Леннон и Пол Маккартни, ухаживавший в те годы за младшей сестрой Питера, актрисой Джейн Эшер, и чуть было не ставший его зятем. Их роман длился пять лет. Считается, что именно Джейн научила Пола играть на блок-флейте и пробудила у него интерес к классической музыке, и именно ей он посвятил свои хиты «Here, There and Everywhere» и «We can work it out». Вот что делает любовь!

Мне удалось найти достаточно редкую запись «A world without love» того года в цвете:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Бит оказал влияние и на другие британские коллективы, начинавшие работать изначально в иных стилях. Например, группа «Manfred Mann», образованная в 1962-ом году клавишником Манфредом Манном, начинавшая с музыки ритм-энд-блюз, постепенно смягчила своё звучание и отошла от блюза. В 1964-ом их сингл с незатейливым названием «Doo Wah Diddy Diddy» также оказался участником «британского музыкального вторжения», потеснив американских исполнителей на вершине Billboard. Впрочем, как и в случае с ранее упомянутыми хитами «The Animals» и «The Searchers», эта песня также имеет американское происхождение. Британский коллектив просто дал ей новое звучание.

image You can watch this video on www.livejournal.com



А потеснил этот сингл не кого-нибудь, а самого Роя Орбисона с его хитом «Pretty Woman»!

Я уже рассказывал ранее об уникальных качествах этого музыканта. Тот год можно назвать вершиной в его творчестве, а его самого - американцем номер один в британском музыкальном чарте 1964-го. За год до этого он посетил Англию, где случайно познакомился с ещё только начинавшими «битлами». А те, набравшись наглости, предложили великому Рою прокатиться в турне по Великобритании, выступая перед ними в первом отделении. Орбисон, лишённый какого-либо чванства, согласился. Вот только приглашавшие не подумали, каково им будет выступать после такого «разогрева»!

Как вспоминал Ринго Старр, «Он клал зал на лопатки, и они вопили, требуя его выхода ещё и ещё. ... В Глазго мы стояли за кулисами и слушали гром аплодисментов, которыми его награждали. Он просто стоял там, пел, даже не двигался, - ничего». Завершив выступление, Рой покинул сцену, но толпа скандировала: «Мы хотим Роя! Мы хотим Роя!». Публика вызвала Орбисона «на бис» 14 раз. В конце-концов, Маккартни с Ленноном просто повисли на нём, не пуская на сцену и шипя ему в ухо «Yankee, go home!»

Популярность Роя Орбисона среди британских слушателей оказалось просто ошеломительной! Будучи достаточно застенчивым, чтобы скрыться от глаз фотокамер, «расстреливающих» его на каждом выступлении в том турне, он стал носить чёрные очки. Так за ним и закрепился имидж рокера с чуть заметной улыбкой и в чёрных очках, который он стал поддерживать и впредь.

Что до песни - все мы помним её по фильму «Красотка» 1990-го года с Ричардом Гиром и Джулией Робертс. Собственно, песня и дала название фильму. А написана она была Роем в соавторстве с Биллом Дизом. Сидели они как-то у Орбисонов и пытались что-то сочинить. И тут жена Роя - Клодетт - решила прошвырнуться по магазинам. На вопрос мужа, нужны ли ей деньги, Билл разразился комплиментом «Pretty woman never needs any money» («Если женщина красивая, ей деньги не нужны»). Рой тут же подхватил идею и стал напевать «Pretty woman walking down the street...»   Когда Клодетт вернулась с покупками, новая песня была уже готова.

Слушаем и смотрим этот хит, продержавшийся три недели на вершине американского и 2 недели на вершине британского музыкальных чартов 1964-го года.

Но не надо полагать, что в том году ветер музыкального влияния полностью переменил направление с восточного на западное. При всём том вкладе, который внесли британские коллективы на рынок популярной музыки США, американская музыка продолжала оказывать воздействие на творчество некоторых исполнителей с берегов Туманного Альбиона.

Возьмём, к примеру, хотя бы шотландскую исполнительницу Мэри Макдональд Маклафин Лоури, более известную под именем Лулу, чей запоминающийся сингл «Shout» быстро вывел её в популярную десятку британского хит-парада. Спустя 5 лет эта исполнительница с песней «Boom Bang-A-Bang» принесёт Великобритании победу на конкурсе «Евровидение». А ещё через 5 лет её пригласят для записи основной музыкальной темы к очередному фильму о Джеймсе Бонде «The Man with the Golden Gun». Пусть и не занимая высоких мест, Лулу будет записываться на протяжении 40 лет, после чего уйдёт работать ведущей на радио. Ну а пока она дебютирует, как солистка группы «The Luvvers» со своим заводным хитом. Им и закончу свой сегодняшний рассказ.

Невозможно поверить, но на этом видео ей всего 15! Впрочем, вы уже могли заметить, что в те годы многие молодые исполнители почему-то пытались казаться старше своих лет.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Год 1963-ый. Часть 3.           Год 1964-ый. Часть 2. >
Previous post Next post
Up