Музыка, которую я люблю. Год 1961-ый. Часть 1

Dec 12, 2017 19:07

Шестидесятые ворвались в СССР стремительно, привнеся огромное число перемен.

1 января 1961-го года объявлена денежная реформа. Огромные «сталинские портянки» меняли на маленькие «хрущевские фантики» в соотношении 10:1.

12 апреля - главный триумф советской космонавтики, полёт Гагарина. Мы первые в космосе! Это безусловная победа СССР! Гагарина с восторгом приветствуют во всём мире.

За три месяца до этого полёта на Всесоюзном радио впервые прозвучала песня «14 минут до старта», написанная Оскаром Фельцманом на стихи Владимира Войновича, словно бы в преддверии этого события. А исполнить песню доверили артисту МХАТ Владимиру Трошину.

Его называли легендой советской и российской эстрады. Благодаря актёрской подготовке песни в его исполнении приобретали особую неповторимую задушевность и искренность. Именно эти качества пять лет назад помогли ему дать жизнь песне, от которой отказались все остальные исполнители. Так увидела свет песня «Подмосковные вечера». И вот новая песня, ставшая отечественной песенной классикой. Помните, герой фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» говорит: «Эту песню Гагарин пел в космосе»?

Честно говоря, я даже не знал, что на эту песню в СССР был сделан клип. Да не какой-то обычный! В нём Владимир Трошин поёт в окружении участников первого отряда космонавтов, с которыми он вместе как бы пришёл закурить перед полётом у Мавзолея Ленина. Где вы такое ещё увидите?! Делюсь с вами этой уникальной и редкой записью.

Но самое главное событие, определившее весь ход 60-ых в СССР, случилось 26 июля 1961-го года, когда в газете «Правда» для всенародного обсуждения был опубликован текст проекта Третьей Программы КПСС. И в этом тексте впервые были указаны конкретные сроки построения коммунизма в нашей стране с чёткой программой их достижения. Причём вполне достижимые сроки: 20 лет! Коммунизм из некой абстракции, ради которой надо сейчас потерпеть, чтобы кому-то потом стало хорошо, стал чем-то досягаемым! Да и сам факт, что программа не принята втихую где-то наверху, а выставлена на всеобщее обсуждение - уже являлся важным шагом к переходу от сталинского партийного централизма к демократическому обществу.



В том же году, на XXII съезде КПСС новая программа была окончательно утверждена. Именно на этом съезде народ услышал из уст Хрущева такие фразы, как «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!», «К концу 1965 года у нас не будет никаких налогов с населения», «Наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи!».

Данный факт вселил огромную надежду в сердца миллионов советских граждан и послужил одним из основных факторов, породивших то самое поколение людей с задорным огоньком в глазах, верящих в светлые идеалы, которое сейчас мы называем «шестидесятники».

Подтверждением взятого страной курса на либерализацию стали и другие события, произошедшие в тот же год: вынос тела Сталина из Мавзолея, программа строительства «хрущевок», как доступного жилья, выпуск первой советской микролитражки, доступной простым гражданам, - "горбатого" «Запорожца», выход первой юмористической программы на телевидении - КВН.

1961-ый год принёс нам надежды и в плане улучшения международных отношений СССР. В США был избран новый президент. Им стал Джон Кеннеди, также взявший курс на либерализацию общества и на улучшение отношений с Советским Союзом. За это он в том же году получил титул «человека года».



Летом 1961-го в Вене состоялась первая и единственная встреча Никиты Хрущева и Джона Кеннеди с жёнами в связи с необходимостью решения разрастающегося конфликта между двумя Германиями. 12 лет взаимного существования ФРГ и ГДР слишком уж резко высветили разницу между капиталистической и социалистической моделью развития. В результате за эти годы каждый шестой (!!!) житель ГДР воспользовался небольшим отрезком Берлинской границы, чтобы перебежать в ФРГ. Только в июле 1961-го через эту границу сбежали 30 000 человек. Всего же за 12 лет перебежчиками стали 2.5 миллиона жителей ГДР.

Договориться Хрущеву с Кеннеди в Вене так и не удалось, после чего последовало решение о возведении Берлинской стены. Но интересна сама попытка найти общий язык между нашими державами. И не менее интересно, как смотрелись на той встречи эти правители вместе со своими жёнами Ниной Хрущевой и Жаклин Кеннеди:



Этот ветер надежд отразился и в культурной жизни СССР. Лидером проката в 1961-ом году стала картина «Полосатый рейс». Тогда же впервые на экране появилась Гайдаевская троица: Трус, Балбес и Бывалый. Но особого внимания заслуживает выход другой отечественной ленты, снятой по фантастическому роману Александра Беляева «Человек-амфибия». Это был совершенно потрясающий и непохожий ни на что сделанное у нас прежде фильм! А его подводные съёмки остаются непревзойдёнными и по сию пору.

Несмотря на то, что сюжет фильм, как и положено, отвечал советской идеологии, всё в этом фильме было не советское, иное. Иная страна, иные нравы, какой-то совершенно иной, «не наш» герой с иными способностями. Да и музыка какая-то иная, не советская. Это касается и западного буги-вуги «Эй, моряк!», прозвучавшего в этом фильме и тут же ставшего хитом советской молодёжи 60-ых.

Музыка к фильму «Человек-амфибия» стала дебютной работой главного кинокомпозитора эпохи Андрея Петрова. А песню «Эй, моряк!» записала Нонна Суханова, которую называли Ленинградской Эллой Фитцжеральд. Она была первой советской певицей, которая начала петь со сцены песни на английском языке буквально через год после смерти Сталина, и продолжала это делать, несмотря на недовольство цензоров. Впрочем, в кадре поёт не она, а известная в те годы манекенщица Нина Большакова. Ну а в роли чужого города с иностранными огнями рекламы снялся простой советский Баку.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Ну а что же США? Они сходили с ума по жене своего нового президента Жаклин Кеннеди и её манере одеваться. Американские женщины как могли старались подражать её безупречному вкусу в одежде. Конечно, ведь Жаклин была не просто Первая леди, но ещё и француженка! Так что можно сказать, что европейское культурное вторжение в США началось именно с моды.

Кстати, когда Хрущеву на встрече в Вене предложили пожать руку Кеннеди для совместной фотографии, он сказал: «Я хотел бы сначала пожать её руку», имея в виду Жаклин.

А в музыке на смену бешенному рок-н-роллу пришла более демократичная его разновидность - твист. И своей мировой популярностью танец твист в первую очередь обязан одной песне Чабби Чеккера «Let’s Twist Again», удостоившейся в том же году награды «Грэмми», как «Лучшая рок-н-рольная запись».

Твист танцевaли от мала до велика, и члены Британской королевской семьи, и пятидесятилетняя Грета Гарбо. Да и в СССР этот танец быстро стал модным. Помните «Это вам не лезгинка, а твист!» из «Кавказской пленницы»?

Кстати, Чабби Чекер - это сценический псевдоним, выбранный музыкантом как аллюзия на имя одного из родоначальников рок-н-ролла Фэтса Домино (Fats Domino). Ведь его имя можно перевести, как "толстый доминошник", соответственно Chubby Checker переводится как "толстощёкий шашечник". Настоящее же имя главного популяризатора твиста - Эрнест Эванс.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Следующая песня в исполнении американского музыканта Рэя Чарьза в 1961-ом году несколько недель занимала вершину хитпарада Billboard причём одновременно и в Rhythm-and-Blues, и в Pop чартах. Она же принесла этому слепому певцу и пианисту награду «Грэмми» за «Лучшую R&B запись года».

Рэй Чарльз Робинсон - а именно таково полное имя этого музыканта - обладал уникальным голосом и является одной из знаковых фигур в послевоенной музыкальной истории Соединённых Штатов. Он активно выступал против расизма и расовой сегрегации и финансировал деятельность Мартина Лютера Кинга. В начале 60-ых певец был в расцвете своей карьеры. Всего же за всю свою жизнь Рэй Чарльз был удостоен награды «Грэмми» 16 раз!

Сам хит «Hit The Road Jack» представляет собой как бы диалог между мужем и его сварливой женой. Кстати, во всем известной официальной записи хита женскую вокальную партию исполняла гражданская жена Чарльза, Маржи Хендрикс. На этом видео её можно наблюдать в составе женского квартета «The Raeletts», работавшим на бэк-вокале у Рэя.

image You can watch this video on www.livejournal.com



И ещё одна композиция R&B в исполнении Ben E. King (настоящее имя - Бенджамин Эрл Нельсон), достигла 1-го места американского чарта Billboard в 1961-ом году. А спустя 25 лет она же совершила небывалое и покорила ту же вершину во второй раз, обретя второе рождение в 1987-ом, после того, как её выбрала для своей рекламы джинсов фирма Levis.

Классика ритм-энд-блюза, написанная под влиянием спиричуэла «Lord Stand by Me», эта песня потом была неоднократно перепета другими прославленными исполнителями, в том числе и Джоном Ленноном.

image You can watch this video on www.livejournal.com



А следующий хит 1961-го года «Please, Mister Postman» сейчас больше известен в исполнении ранних Битлов. Но «The Beatles» включили её в свой репертуар лишь год спустя, а ещё через год она вошла в их альбом «With the Beatles». Изначально же эта композиция вошла в чарты Billboard именно в исполнении женского трио «The Marvelettes», и их исполнение явно не уступает битловскому.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Ну а бонус-треком к сегодняшнему рассказу будет замечательная композиция в исполнении азербайджанской группы Bizimkiller. Она была записана в 2012-ом году, после победы Азербайджана на конкурсе Евровидения в качестве популяризации азербайджанской музыкальной культуры, но имеет непосредственное отношение к описываемой истории. Какое? - Послушайте и сами всё поймёте.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Год 1960-ый. Часть 3.           Год 1961-ый. Часть 2. >
Previous post Next post
Up