С.М. Прокудин-Горский | Этюд у водопада Кивач | 1916
“Чем больше ездишь по огромной нашей России, тем более и более убеждаешься в том, как далеко ещё большинство профессиональных фотографов от художественности в своих работах. За очень малым исключением, когда фотография попадает в руки человека с природным художественным чутьём и личной инициативой, всё остальное до того шаблонно, а часто и отвратительно, что мною порою овладевает какое-то уныние. Исход из этой сплошной безвкусицы, мне кажется, возможен, помимо общего развития, лишь путём специальных школ с очень хорошим составом преподавателей, и не столько с технической стороны фотографирования, сколько с её художественной стороны...”
(С.М. Прокудин-Горский, отрывок из публикации в мартовском номере журнала "Фотограф-любитель", 1907 год)
Боковой вид Ферапонтовского монастыря с севера | Около Можайска, Бородино | 1911
Сегодня мы вспомним русского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского. В этом году Россия отмечала его юбилей, как и многие другие русские люди из дальнего зарубежья. В августе месяце текущего года по уважительной причине мы пропустили плановый выпуск, но восстанавливаем справедливость более поздним календарным числом, что правильно.
Сергей Михайлович происходил из очень древнего славянского рода, более раннего, чем появление Рюриковичей на Руси. Многие предыдущие предки Сергея Михайловича из Владимирской губернии отличались благородством, доблестью, честностью, справедливостью, неподкупностью и качественным образованием дворянского сословия. Соответственно, учитывая преемственность семейного воспитания, это не могло не отразиться на качествах самого Прокудина-Горского. Помимо фотографии он был успешным учеником по химии самого Менделеева. Авторитетно состоялся в Императорском Русском географическом и техническом обществах. Был изобретателем, издателем, педагогом и патриотом России. Благодаря этому человеку прошлое настоящей России дошло до нас через цветную фотографию в документальных снимках, часто с художественным подходом исполнения. Несмотря на многолетние усилия исследователей, его жизнь в отдельные периоды изучена недостаточно хорошо. Историкам и исследователям ещё удастся открыть другие грани его жизни.
В 1940-е годы в Америке было принято решение издать на английском языке «Историю русского искусства» Игоря Грабаря. Инициаторы проекта столкнулись со сложностями в подборе интересных иллюстраций. И тогда княгиня Мария Путятина, которая занималась переводами многотомного труда, вспомнила про русского самородка Прокудина-Горского, чьими снимками восхищалась Царская Россия. Был начат поиск его наследников, которых обнаружили в Париже. В результате через Джона Маршалла российская коллекция, включавшая в себя 14 экспедиционных альбомов и 1902 стеклянных негатива, была приобретена для Библиотеки Конгресса США за 5 тысяч долларов. После этого наследие Прокудина-Горского многие годы хранилось в Вашингтоне в качестве мало известных широкой общественности архивных единиц. В 2000-м году старые фотопластинки Прокудина-Горского сканировали с последующим совмещением трёх цветных слоёв. Часть материала было в очень плохом состоянии, т.к. время и отсутствие надлежащих условий хранения сделали своё дело через появление трещин, потёртостей, разрывов и т.д. Был открыт общий доступ к архиву Сергея Михайловича в цифровом виде. Весьма большая реставрационная работа сразу же была проделана в США. За дело взялись и российские энтузиасты. Возник большой народный проект, в который включились отечественные реставраторы из разных городов России и зарубежья. В свободном доступе лежит около 1900 диапозитивов вполне приличного качества. Реставрационная работы над наследием С.М. Прокудина-Горского продолжается и в наши дни, времена представляя определённые трудности по реставрации оригинальных носителей: начиная от неоднородности толщины светофильтров, которые применялись поочерёдно при монохромной фотосъёмке на один кадр, и заканчивая продольной хроматической аберрацией самой оптической системы, применяющейся при фотосъёмке. Безусловно, часть реставрированных фотографий из этой коллекции вы уже видели, но имеются и совсем редкие.
Кратко о русской фотографии середины XIX - начала XX века
Фотография проникла в Россию сразу после её изобретения. По поручению Академии наук, академик И.Х. Гамель в 1839-1841 гг. знакомится и Ф. Талботом, И. Ньепсом и Л. Дагером и доставляет в Россию описания известных в то время фотографических процессов, необходимую аппаратуру и химикаты, образцы снимков - дагеротипы. 23 мая 1839 г. академик Ю.Ф. Фрицше выступил на заседании Академии с «Отчетом о гелиографических опытах», который содержал подробное описание процесса, изобретённого англичанином Фоксом Талботом. Ю.Ф. Фрицше продемонстрировал полученные им изображения листьев растений, сделанные контактным способом - фотограммы. А в октябре 1839 г. Ф.О. Терёминым был сделан дагеротипный снимок Исаакиевского собора в Петербурге. Это были первые отечественные фотографии, сделанные в России. Уже в 1840-е годы открываются первые в России фотоателье А.Ф. Грекова, Л.С. Плахова, А.И. Деньера, С.Л. Левицкого, французов Давиньона и Фоконье, немца К. Даутендея и др. В 1850-1860-е годы фотография быстро распространилась во многих городам России, завоевав сердца и умы людей различных социальных сословий и профессий: дворян, купцов, мещан,врачей, аптекарей, военных, чиновников, цирюльников, студентов и др. Самый большой процент среди владельцев фотографических заведений составляли художники, окончившие Московское училище живописи и ваяния и Санкт-Петербургскую Академию художеств. К 1882 г. в России имелось около 800 фотографических заведений! К 1917 г. фотографические заведения имелись в каждом городе, а в сельской местности часто работали разъездные фотографы. Примерно в это же время появляются многочисленные фотолюбители.
Во второй половине девятнадцатого столетия и первом десятилетии прошлого века большой вклад в российскую фотографию внесли многие известные и талантливые фотографы: К. Бергамаско, А. Бунте, К. Булла, И. Барщевский, Е. Вишняков, М. Дмитриев, А. Карелин, В. Каррик, С. Лобовиков, М. Наппельбаум, Д. Никитин, С. Прокудин-Горский, М. Панов, М. Ревенский, Н. Свищов-Паола, С. Соловьев, А. Трапани, К. Фишер,И. Хмелевский, Н. Чарушкин, Шапиро и многие другие, которые мало известны широкой публике. В этот период своей истории фотография утвердила своё место в качестве особого вида изобразительного искусства, часто доказывая свою состоятельность перед живописью. Появились первые печатные журналы фотографических жанров. Начали работать общества любителей фотографического дела.
В конце XIX - начале XX века серьезно улучшились фотокамеры и фотохимические методы получения изображения. Основной технологией, которая использовалась в середине XIX века, был дагеротип. В середине 1850-х гг. дагеротип уступает место мокроколлоидному процессу, а в 1870 году появляется бромжелатиновая пластина, которая в финале уступает место целлулоидной плёнке, господство которой сохранилось и до наших дней, значительно усовершенствовавшись. В начале прошлого века фотоаппаратура так же перетерпела ряд существенных изменений в сторону миниатюризации, особенно затворов и форматов. Оптические аберрации самих объективов значительно снизились, а изготовление линз объективов улучшилось, тем самым повысив оптическое качество изображения. Общей тенденцией стало упрощение всех фотографических процессов, что привело к массовому распространению фотографии.