С каждым десятилетием, если не годом, современный фотографический мир всё больше теряется в своём безграничном пространстве, начинает становится повторением самого себя. Кто-то пытается создать свой уникальный художественный стиль и успешно его продать, другой придумывает различные культурные коды, чтобы не завязнуть в массовом фотографическом потоке бегущего цифрового века. Но рано или поздно, серьёзный фотограф сталкивается с повторением самого себя. Вспоминается изречение, что у каждого человека есть свой потолок (уровень) некомпетентности. Только тщеславие, подогреваемое успехом коммерческих продаж, пытается этот потолок пробить. Но как это реализовать на практике? [+]
Смена фотосистемы, как и формата кадра, не даёт никаких гарантий успешности поиска. В кинематографии этот вопрос результативно решается поиском аутентичных ходов, где в качестве базы всегда стоит школа. Поэтому любая школа, эволюционирующая вместе с поколениями, всегда отражает ментальность самих участников, большей степенью тех, кто удостоился стать классиком. И если мы толкуем о национальных школах, соответственно, ментальность является содержанием их формы. Но мы ведём речь о фотографии, а как дела обстоят с отечественной школой, мы прекрасно знаем.
Попытки отечественных искусствоведов в области фотографии настолько доморощенные, что часто они попадают в никуда, наивно пытаясь заменить свой опыт пластами инородной культуры. На этом дружном фоне многие представители профессии, в т.ч. члены Союза фотохудожников России, стали настолько нарциссичны, что заменили не только художественную составляющую в фотографии, но и её документальную природу. Методика их стилистических преобразований, щедро подогреваемая легкостью получения цифрового изображения, превратила их творчество в особое поле казарменного типа, где все похожи друг на другу в большей или меньшей степени, но всегда похожи. Далее в бой вступает кумовство, чтобы привнести праздник жизни в свои ряды. Это напрямую отражается на результатах большинства фотоконкурсов, устраиваемых в России.
Вспоминая великую русскую литературу 19-го века, которая подарила всему миру в наследие гениальные произведения, невольно приходит понимание, что оборванный культурный код всё-таки должен возродиться через поколения. И мне бы хотелось, чтобы эта реальность коснулась отечественной фотографии. Фотография былых лет запечатлела опыт, который был получен предыдущими поколениями. Этот опыт показывает нам и то, что мы сами можем извлечь и получить в качестве развития забытого, ведь фотография - это реально работающая машина времени. Поэтому снимая на фотоплёнку, и находясь внутри границ сопричастности с аналоговой технологией, мы имеем больше шансов извлечь из памяти и чувственности тот инструментарий, который не позволит нашему субъективному опыту стать унифицированным.
Новоявленные мастера современных школ фотографии пытаются продать молодым участникам тот опыт, который известен им самим и коммерчески успешен, подытоживая финал занятий потенциальной радостью узнавания уже самих участников в будущем, вместо того, чтобы дарить им радость открытий! А последнее, на мой взгляд, является существенным условием, чтобы пробить тот самый "потолок".
Сегодня молодое поколение познаёт мир, себя, делают свои фотографии через различные эксперименты, стилизованные программными средствами. Что будет дальше? Каким будет фотограф в будущем, что у него будет в голове, в душе и в сердце? Как он сформируется, из чего слепится? Какой дорогой пойдёт? Будет ли фотография волновать его также сильно, как в начале пути, и нужна ли она ему вообще?
Хочется надеяться, что представленная фотографическая заметка будет полезна для размышлений каждому думающему фотографу, в т.ч., честным фотолюбителям для дальнейших исследований в творчестве.