Про цветовой круг (часть 1)
Позднее допишу подробнее, пока только картинки с пояснениями.
Надеюсь, достаточно понятно; если что - задавайте вопросы в комментариях
1. Основные цвета
Для полноцветной печати в полиграфии используется цветовая система CMYK (по начальным буквам в английском названии цвета), позволяющая воспроизводить большинство оттенков
(
Read more... )
------------------------------------------
ЦВЕТА СПЕКТРА И ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА
Впервые непрерывный спектр на семь цветов разбил Исаак Ньютон. Это разбиение условно и во многом случайно. Скорее всего, Ньютон находился под действием европейской нумерологии и основывался на аналогии с семью нотами в октаве (сравните: 7 металлов, 7 планет…), что и послужило причиной выделения именно семи цветов. В XX веке Освальд Вирт предложил «октавную» систему (ввел 2 зелёных - холодный, морской и теплый, травяной), но большого распространения она не нашла.
Практика художников наглядно показывала, что очень многие цвета и оттенки можно получить смешением небольшого количества красок. Стремление натурфилософов найти «первоосновы» всего на свете, анализируя явления природы, всё разложить «на элементы», привело к выделению «основных цветов», в качестве которых не сразу выбрали красный, зелёный и синий.
В Англии основными цветами долго считали красный, жёлтый и синий, лишь в 1860 г. Максвелл ввел АДДИТИВНУЮ систему RGB (красный, зелёный, синий). Эта система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для мониторов и телевизоров.
В 1951 г. Энди Мюллер предложил СУБТРАКТИВНУЮ систему CMYK (сине-зелёный, пурпурный, жёлтый, чёрный), которая имела преимущества в полиграфии и цветной фотографии, и потому быстро «прижилась».
-----------------------------------------
Когда полиграфия “подарила” нам мадженту, которая представляет собой цветовой переход от фиолетового к красному цвету, то возникла счастливая возможность замкнуть спектральный ряд в кольцо. На получившейся окружности обнаружились интересные закономерности:
триадные цвета CMY располагались на этом круге на равном расстоянии, через 120º, контрастные - на противоположных точках окружности, а триада RGB (см. Википедию) расположилась зеркально триаде основных цветов CMY, как и положено антиподам.
Итак, к 7 “охотничьим” цветам добавились отсутствующие там маджента и циан (пурпур и лазурь, как привычнее по-русски), а также яркий Red из RGB (больше смахивающий на наш алый). Все они последовательно распределились по кругу с шагом 30º, осталось дополнить цветовой ряд для непрерывности ещё 2 промежуточными зелёными цветами, давно имеющими самостоятельные названия - изумрудным и салатовым.
Кстати, число двенадцать - счастливое: оно делится и на 2, и на 3, и на 4, и на 6! Это позволяет легко выстраивать на круге различные схемы равноудаленных цветовых гармоний, как я расскажу позже.
Опять же такая 12-позиционная схема всегда буквально под рукой (циферблат часов), или хотя бы перед глазами :)
Reply
Reply
Leave a comment