Пиковая дама, или драма неэтичных отношений

Aug 13, 2019 16:10

«КОРОЛЕВА СЕРДЕЦ» (DRONNINGEN)
2019, Дания, Швеция. Режиссер Май эль-Туки.

Бывают такие фильмы, которые не хорроры, но пробирают до костей... Я смотрела много фильмов про маньяков, убийц и других злодеев, но именно этот фильм оставил настолько сильные впечатления, что сложно было успокоиться. При этом в нем нет никаких чернушных кадров, чистая психология.




Сюжет не нов - взрослая женщина заводит отношения с юношей. Анне - любимая и любящая жена, мать двоих очаровательных девчонок-близняшек и успешный юрист. Когда к ним переезжает сын мужа от первого брака, Густав, она, наигравшись в добрую мачеху, решает сделать мальчика своим любовником. Можно было бы провести параллель с «Чтецом», но если Ханну, травмированную и страдающую, можно понять и простить, то Анне понять можно с натяжкой, а простить невозможно.

Примечательно то, что фильм снят скорее с точки зрения взрослого участника событий, что, если не считать старика Гумберта, довольно редко. Актерский состав великолепен. Каждый из актеров прекрасно перенес на экран эмоции и внутренние переживания своего героя, им веришь.

Фильм довольно камерный. Если не считать редких «вылазок» в город, все действие происходит в уединенной вилле в лесу, круг общения ограничен членами семьи, и редкие гости оттеняют и подчеркивают эту замкнутую экосистему. Природа за окнами становится говорящим фоном для происходящих событий.



Густава вводят в кадр с клеймом проблемного подростка - вылетел из очередной школы, стоит на учете в полиции, и в новом доме ведет себя не очень. Но в ответ на доброе отношение он преображается - охотно возится с младшими сестренками, вызывая их безусловное обожание, готов помочь. По мере того, как мы наблюдаем за ним, становится ясно, что за колючей внешностью скрывается добрый, открытый мальчик, отчаянно страдающий от нехватки любви. У него мало друзей, он рос без отца, общение с которым перекрыла мать (в фильме появляется только в виде смутного голоса в трубке телефона), и, судя по всему, боль развода она изливала на сына. Очевидно, что все его выходки - это отчаянный крик о помощи, попытки получить внимание значимых взрослых. И эти поиски человеческого тепла приводят его, увы, только в новый виток проблем.



Анне не просто юрист, она юрист по делам несовершеннолетних. Ее клиенты - жертвы абьюза и насилия. Как специалист она прекрасна - искренне переживает за пострадавших подростков, старается сделать все, чтобы им помочь. Человека, настолько погруженного в тему, сложно, невозможно представить жертвой обстоятельств. На контрасте с ее работой поражает удивительная жестокость, с которой она манипулирует пасынком: взрослая, прекрасно отдающая отчет в своих действиях, женщина делает ребенка (ничего, что в нем под два метра роста и он уже сексуально активен с молодой подружкой, это все же ребенок) игрушкой для утоления своих низменных хотелок. Она не пытается его понять, помочь ему, напротив, своими действиями она только усугубляет его переживания.

На периферии мелькают второстепенные персонажи - муж Анне Петер, ее сестра, дочери. Но происходящее в тайне все равно расходится кругами по воде и задевает всех, иной раз ставя перед нелегким выбором.

Сначала не поняла работу художника по костюмам, но здесь все продумано до мелочей. Анне одета то в теплые, осенние цвета (осень жизни?), то в холодные льдистые (сущность). Строгие костюмы для работы, более расслабленные для дома. И только один раз мы видим ее в белом кружевном, практически девчачьем сарафане - когда она пытается встряхнуть былую молодость и подстроиться под поколение молодых. Но главное - материал. Щелк, много шелка. Шелк блузок, шелк пижамы, шелк платья, шелк кожи юного любовника. В шелковом платье она извивается в танце под Tainted love, но мы понимаем, что это не про любовь, это хищная змея вьется кольцами вокруг жертвы. И это золотое платье - отсылка к царю Мидасу, который из-за своей прихоти убивал все, к чему прикасался. Примечательно, что для строгой семейной беседы с Густавом она надевает именно деловой костюм, белый верх, черный низ, никаких эмоций, жонглирование фактами, как в суде. Однако белый неизменно шелковой блузки не чистый, а с серовато-кремовым отливом, как символ попорченной чистоты, лжи.


Особенно хочется отметить саундтрек - от классически выверенных мелодий до напряженного дрожания струн, музыка подчеркивает все ключевые моменты истории, иной раз говоря больше, чем диалоги и выражения лиц.

Скандинавский кинематограф в очередной раз оказался на высоте, произведя картину, которая по напряженности не уступает триллеру, но при этом глубокую, болезненную и вызывающую сильный эмоциональный отклик.

кино, фильмхо, фильм

Previous post Next post
Up