«ОДЕРЖИМОСТЬ» (WHIPLASH)
2014, режиссер Дэмиан Шазелл
Оригинальное название - отсылка к одноименному произведению со сложной техникой исполнения. Но в силу того что локализировать его сложно (оставить как есть? Перевести буквально - «удар кнутом»?), прокатчики пошли традиционно простым путем и взяли громкое слово - одержимость. На самом деле в данном случае они недалеко ушли от истины, пусть и можно сказать, раскрыв все козыри. В оригинале название играет более тонко.
Итак, одержимость.
«Одержимость - частичное или полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-то, какой-либо мысли или желанию.»
Главный герой, Эндрю Ниман, одержим желанием стать не просто известным барабанщиком, но лучшим. Ради достижения этой цели он готов жертвовать всем - сном, здоровьем, любимой девушкой. У него нет друзей, и он не стремится их завести, а в оркестре есть только головы, по которым можно (и нужно!) пройти. Единственный значимый человек в его жизни, отодвинувший на второе место даже родного отца, - Теренс Флетчер, руководитель лучшего в стране джаз-бэнда.
Флетчер - такой же одержимый. Цель его жизни - настоящий джаз. Он безжалостен и жесток к людям, его метод «воспитания» - исключительно кнут (тот самый, из названия). Пряник в его системе - путь к деградации, потому что «молодец» не побуждает к дальнейшему развитию. Насилие, как психологическое, так и физическое, становится для него тем резцом, который позволяет выточить из глыбы необработанного материала нечто прекрасное. Или сломать ее.
Неудивительно, что сотрудничество Эндрю и Флетчера превращается в напряженную борьбу, несмотря на то, что цель у них общая. И апогея она достигает в финале, когда понимаешь, что Эндрю сделал свой выбор, а Флетчер остался верен себе, не опускаясь до по-настоящему мелочных поступков, хотя их мораль весьма сомнительна.
Символичен выбор имен главных героев (спасибо IMDB за наводку). Флетчер - это оружейник, который исторически занимался перьями для стрел, и соответственно чем выше качество его работы, тем больше процент попадания в яблочко. Ниман - «новый человек», сверхсущество, которое должно родиться и опериться под контролем Флетчера, стать новым Птахой (Чарли «Птаха» Паркер). Я бы добавила от себя, что Ниман созвучна с no man, не-человек, так как Эндрю нужно отбросить все человеческое и стать по сути идеальной драм-машиной для осуществления своей мечты.
Но стоит ли мечта таких жертв? Или это единственный способ добиться совершенства в своем деле?