Маньяк маньяка видит издалека: две пугающие киноновинки

Jun 05, 2019 19:31



Прошлые выходные по воле случая оказались тематическими. Тема маньяков никогда не перестанет привлекать киноделов, но эти два фильма выгодно выделяются из общего ряда.

«КРАСИВЫЙ. ПЛОХОЙ. ЗЛОЙ» (Extremely Wicked, Shockingly Evil and Vile)
2019, реж. Джо Берлингер


Прокатчики в очередной раз попутали саспенс с мелодрамой и весьма лирично перевели название. Потому что на фильм с названием вроде «Исключительно злонамеренно, ужасающе порочно и отвратительно» наш зритель, по их мнению не пойдет. Но картина получилась далекой от мелодрамы. Название фильма - это прямая цитата из речи судьи при вынесении приговора в одном из самых резонансных судебных процессов в мире.

Имя может не сильно известного в наших краях Теда Банди (у нас своего добра хватает, увы) в конце ХХ века в США стало синонимом изощренного психопата. Красавец и обаяшка Банди являет собой разительный контраст между привлекательной оболочкой и чудовищным содержанием. Наверное, он был польщен тем, что стал одним из прообразов Буффало Билла из «Молчания ягнят» и даже немного самого доктора Лектера.

Нестандартный подход к построению сюжета (упор на психологический портрет персонажей, а не на преступления и их расследование) позволил сделать фильм выходящим за рамки жанра и держать зрителя в напряжении до последнего кадра.

Хочется отметить великолепный кастинг: почти все актеры подобраны с потрясающим сходством с прототипами (в чем можно убедиться, посмотрев хронику в финальных кадрах). На глазах у изумленной публики Зак Эфрон вырос из слащавого паренька из романтических комедий в матерого зверя. Исключение составляет судья, чью роль сыграл Джон Малкович - только ему под силу воплотить ироничный юмор реального судьи (это шедевр) без ненужного театрального эффекта. Портретное сходство усиливают костюмы тех времен, опять же подобранные в точном соответствии с оригиналами.

Картинка в фильме стилизована под пленку, что позволило незаметно вставить в видеоряд реальные архивные кадры тех времен.

Все это заставляет погрузиться в происходящее и смотреть фильм с позиции непосредственного участника событий, а точнее - девушки Теда, Лиз.

История охватывает период времени от знакомства Лиз с Банди до практически времени его казни. Режиссер намеренно оставил за кадром все сцены насилия (точно не из этических соображений), и зритель невольно смотрит на происходящее ее глазами - ее идеальный мужчина попадает за решетку за преступления, которые он не совершал... А может и совершал... Но он никогда не вел себя плохо... Но он так похож на фоторобот... Мы со-чувствуем ее метаниям и сомнениям, разделяем ее страдания, и, несмотря на то, что финал хорошо известен, мучаемся неизвестностью вместе с ней.

Банди, имеющий психологическое и юридическое образование, выступал на суде в качестве защитника самого себя. Яркий перформанс, хорошо поставленная речь, умелые манипуляции сделали его скорее любимцем публики, чем объектом ненависти. Он фактически создал шоу из своего процесса (что подчеркивает кокетливый галстук-бабочка). Но чтобы мы не забывали, с кем имеем дело, режиссер добавляет маленькие штрихи к портрету: например сцены, когда психопат «надевает лицо» (личину даже) перед общением со стражами закона. Или когда он воплощает все ожидания влюбленных в него девушек, которые оказываются всего лишь шаблонными «заманушками».

И только к концу действия зритель вместе с Лиз получает ответ на вопрос, который терзал ее много лет.

В итоге фильм получился красивый, злой, но однозначно не плохой.

«Золотая перчатка» (DER GOLDENE HANDSCHUH)
2019, реж. Фатих Акин


Несмотря на то, что в фильме рассказывается история реального маньяка, Фрица Хонки, шокировавшая в свое время Гамбург, Акин умело сплетает метафору с фактами.

Первое впечатление: «Боже, это же полное дно!» Такого количество отвратительного на один кадр кинопленки сложно поискать. Уродство, доведенное до гротеска. Уродливо жилище маньяка. Уродлив Хонка, омежка с непрестижным прозвищем. Уродливо (реально существующее до сих пор) кафе «У золотой перчатки», где он знакомился с жертвами. Уродлива публика «Перчатки». Уродлив их образ жизни.

«Люди пьют по трем причинам: пытаются забыть что-то плохое, отмечают что-то хорошее, и ищут приключений на свою задницу.»

Люди в фильме пьют. Люди в фильме пьют так много, что очень скоро становится дурно и хочется закусить. Пьют все. Пьет уродец Хонка, жертва алкоголизма родителей. Пьют его жертвы. Пьют посетители «Перчатки», да так, что некоторые даже умирают не выходя из кафе и запоя. В какой-то момент понимаешь, что главный герой не Хонка, а зеленый змий, потому что алкоголь по части смертей на личном счету даст фору любому маньяку. Алкоголь - это открытая дверь на дно, куда все глубже погружается публика заведения.

Символическим лучом света в этом царстве непроглядной тьмы становится сотрудница Армии спасения. Ее несколько карикатурно доброе лицо сильно выделяется на фоне пропитых рож завсегдатаев бара. Женщина показывает, что может быть другой выход (вера, а не алкоголь), и буквально за руку уводит одну из потенциальных жертв маньяка в новую жизнь, может не идеальную, но трезвую и спокойную.

Тот же Хонка, попав в аварию, принимает решение бросить пить и зажить по-человечески. И у него получается - он находит новую работу, в его жизни появляется нормальное общение (коллега-уборщица), но стоит появиться бутылке в этой картине мира, как реальность стремительно меняется в худшую сторону.

Казалось бы, женщина могла бы привести в порядок его жизнь, как спасенная жертва привела в порядок его квартиру, но Хонка не ищет любви и понимания. Женщина для него - объект для реализации самцовых амбиций. Достаточно посмотреть на его квартиру: его неживые «подружки» - сломанные куклы и фотографии распутных девок. И попавшие в его логово женщины становятся частью «коллекции». Импотенция Хонки в реальной жизни становится причиной убийств, а в фильме - символом бесплодности поколения. Оно уже ничего не может создавать. Все посетители кафе в этом смысле тупиковая ветвь эволюции: один из них упоминает половые сношения «в подмышку, под коленку и даже в ухо», но только не традиционным путем. В подтверждение этого потасканные фрау танцуют друг с другом.

Публика - это обломки третьего рейха, побитые жизнью, потерявшие части себя (физически и духовно). Уходящее послевоенное поколение, израненное, с травмированной психикой, для которых практически единственный выход из их боли лежит на дне бутылки. Их не уже интересует ничего, можно звать бармена Анусом, но он даже не утруждает себя попытками узнать, что это значит (и становится символом той глубокой задницы, в которой все они оказались). Они завязли в прошлом, каждый в своей страшной истории и у них нет будущего.

Но кто придет им на смену? Коллега Фрица - молодая, привлекательная еще женщина, но уже отмеченная печатью сивушных паров. Ее неприглядное настоящее - первая ступень на пороге «Перчатки». Юное поколение представлено феерически красивой и феерически неумной девушкой Петрой, которая остается на второй год в школе, не имеет интересов и стремлений, и мальчиком из хорошей семьи Вилли, который смотрится младшей версией Хонки. Их тянет в квартал пороков, символом которого становится та самая «Золотая перчатка», и хотя они еще пьют колу, можно представить себе, что скоро ее сменит что-то покрепче. И если Петра, насмотревшись на обитателей дна, все таки уходит, то Вилли остается там в весьма неприглядном виде, что намекает на то, что контакты с потерянными душами до добра не доведут.

Интересно, что роль Хонки исполнил очень красивый актер, и иногда эта красота проглядывала из под личины маньяка, наводя меня на мысль, что если бы он так не пил и вел себя нормально, мог бы стать даже симпатичным. Но он выбрал примкнуть к армии неспасения.

Отчасти «Золотая перчатка» перекликается с «Домом, который построил Джек», но если Джек больше говорил о творчестве и личности фон Триера, то «Перчатка» становится скорее злой сатирой. Но каждый видит в ней что-то свое, как в случае с «Калигулой», где одна дама увидела только порнуху, а ее муж - как власть уродует людей. Препарируя тела, режиссер препарирует пороки общества, а останки, спрятанные в квартирке Хонки, становятся буквальным отображением скелетов в шкафу, которых будет тем больше, чем глубже стакан шнапса.

кино, фильмхо, фильм

Previous post Next post
Up