Оригинал взят у
pozhproekt в
Пожарные в живописи. Часть 1. 17-19 века Профессия пожарного во все времена была почетной и уважаемой. Художники также уделяют внимание им внимание с давних пор, однако, к сожалению, найти жанровую картину со сталеваром гораздо проще. Настоящий обзор не претендует на роль серьезного исследования, а просто представляет некоторые работы, выполненные в различных техниках в разное время.
Немецкие гравюры для трактатов по инженерной науке 17 века
Пожарный насос со стволом (Feuerlöschspritze), Pacard, Abraham, Verleger, 1615 год
Борьба с пожаром с помощью противопожарного устройства (Brandbekämpfung mit einem Feuerlöschgerät), Fürst, Paul & Gerhard, Christoph, Verleger, 1661 год
Гравюры и литографии 19 века
Луис Маурер (Louis Maurer, 1832-1932) - американский литограф немецкого происхождения. C 1852 по 1860 год работал в фирме по выпуску литографий Currier and Ives, где стал известным широкой публике благодаря серии гравюр «Жизнь американских пожарных». Кроме Маурера, некторые гравюры серии были выполнены другими авторами - Джоном Кэмероном и Чарльзом Парсонсом. Гравюры выпускались для широкого потребления в двух вариантах - цветном и черно-белом.
Серия гравюр "Американский пожарный" (The American Fireman). Быстрое спасение (Prompt To The Rescue).Луис Маурер, 1858 год
Серия гравюр "Американский пожарный" (The American Fireman). Спешка на пожар (Rushing to the Conflict).Луис Маурер, 1858 год
Серия гравюр "Американский пожарный" (The American Fireman). Всегда готов (Always Ready). Луис Маурер, 1858 год
Серия гравюр "Американский пожарный" (The American Fireman). Лицом к врагу (Facing the enemy). Луис Маурер, 1858 год
Серия гравюр "Жизнь пожарных" (The Life of Firemen). На руинах (The ruins - "Take up" - "Man your rope."). Луис Маурер, 1854 год
Серия гравюр "Жизнь пожарных" (The Life of Firemen). Ночная тревога (The night alarm - "Start her lively boys." ). Луис Маурер, 1854 год
Серия гравюр "Жизнь пожарных" (The Life of Firemen). Городская система (The Metropolitan System). Джон Кэмерон, 1866 год
Серия гравюр "Жизнь пожарных" (The Life of Firemen). Новая эра - пар и мускулы (The new era, steam and muscle ). Чарльз Парсонс, 1861 год
Гравюра "Пожарный" из серии "Головы людей", Чарльз Грин, 1880 год
Немецкая гравюра "Пожарная тревога", 1888 год
Николай Егорович Сверчков (1817-1898) - русский баталический и жанровый живописец.
Своим артистическим развитием был обязан исключительно собственному влечению и природной способности к искусству. Учился в Петришуле с 1829 по 1833 год. Ещё в детстве с любовью рисовал животных, особенно лошадей. С 1844 г. произведения его стали являться на ежегодных академических выставках и вскоре обратили на него общее внимание. То были картины на сюжеты из русского народного быта. В 1852 г. за картину «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге» получил звание академика. Другая значительная картина: «Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день» доставила ему, в 1855 г., профессорское звание. Около этого времени он вошёл в большую известность, производя множество картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, ухарские тройки, жанровые сюжеты с участием лошадей среди зимних пейзажей.
Пожарные в Санкт-Петербурге ночью. Сверчков Н.Е. 1845 год
Карикатуры и фривольные рисунки 19 века
Карикатура "Животные, переодетые пожарными", Германия, 1947 год
Акварель Фелисьен Ропс "Где горит?", Германия, 1878 год
Классические жанровые картины 19 века
Парад пожарных в Нью-Йорке, картина 1853 года, автор не установлен
Густав Курбе (Jean Désiré Gustave Courbet, 1819 - 1877) - французский художник, заложивший основы реализма в живописи во Франции. Занимает важное место в истории изобразительного искусства Франции, как новатор и идеолог нового течения.
Густав Курбе. Пожарные бегут на пожар, 1850 год
Джон Эверетт Миллэй (Sir John Everett Millais, 1829-1896) - английский художник и иллюстратор, один из основателей братства пре-рафаэлитов.
Джон Эверетт Миллэй. Спасение, 1855 год
Интересный факт из историии живописи, не имеющий прямого отношения к пожарным. Пожарное искусство (фр. Les Pompiers, Art) - так называют официальное искусство второй половины XIX в. В этовремя в официальном придворном искусстве получил распространение помпезный вычурный стиль с претензией на античность. Этот термин долгое время имел уничижительное значение, являясь синонимом . Он восходит, вероятно, к традиции Школы изящных искусств. В эпоху романтизма воспитанники Школы иронизировали над воинами в античных шлемах, изображенными на картинах Давида и его последователей.
Термин происходит от игры слов и образов и является производным от изображаемых на картинах шлемов с хвостами из конского волоса, которые носили в то время французские пожарные. Их вид, часто присутствующий в таких работах, вызывал ассоциацию со шлемами в греческом стиле, аллегорическими персонажами, классическими воинами, или воинами наполеоновской кавалерии.
Так же этот термин является каламбуром из-за схожести на французском языке слов «Pompei» (Помпеи), и «pompeux» (помпезный). «Pompier» звучит как «Помпеи», город, погребенный под пеплом вулкана Везувия. Помпеи стал местом паломничества для молодых художников XIX века, которые стремились к написанию больших исторических полотен. Там, на месте, они имели возможность лицезреть подлинные развалины и артефакты, пытаясь воспроизвести их в своих картинах на классические темы. Эти художники стали известны как «Les Pompiers (пожарники)».
Так же термин «Pompier» звучит как «pompeux», что означает, напыщенный, да и официальный вкус Французской академии в конце девятнадцатого века был весьма помпезный. Традиционно большие и театральные картины этого направления и периода были чем-то из ряда вон выходящими и по сравнению со скромным модернистским искусством, как отмечали современники. Официальное академическое искусство , кажется жестким и вне пределов досягаемости, а так же, как неискренним и преувеличенным.
От персонажа к картине, от картины к художнику, термин вскоре стал применяться к преподавателям Школы, к членам Института, к жюри Салона. Затем он охватил большинство членов Общества французских художников и Нац. общества изящных искусств, а позже и иностранных художников. Когда же официальная живопись 1848-1914 вновь стала вызывать интерес и почтение публики, этот термин, освободившись от насмешек, стал использоваться как историческое понятие и как определение того художественного периода.