В ГМИИ им Пушкина вчера открылась потрясающая выставка американского скульптора и художника Александра Колдера. Я не помню, чтобы в Пушкинском музее ранее выставлялось нечто подобное. Представьте себе летающие мобили, отбрасывающие невероятные тени, которые сами по себе уже могли бы стать предметом искусства; макеты шагающих, вытягивающих разные головы и руки, дырявых и арочных скульптур; проволочные легкие фигурки. Картины тоже выставлены, но по сравнению с фигурами (никак не могу назвать их скульптурами), они не производят такого впечатления. Тут же демонстрируется фильм "Цирк Колдера" - завораживающий и забавный: такие цирковые представления из своих проволочных фигур Колдер ни раз устраивал для своих друзей.
На выставке фотографировать нельзя, а выставленные экспонаты так и просятся быть запечатленными. Некоторые смотрительницы музея идут навстречу посетителям с фотоаппаратами и с пониманием резко меняют курс своего движения. Так что своих фотографий мало, пост дополнен материалами из интернета. Каталог издан так себе: плохая бумага и фотографии, совершенно не передающие легкость и изменчивость работ. Так что по возможности - Спешите видеть!
Проект 365. 10 июня 2015 г № 70/365
Александр Колдер начал свою творческую карьеру с 20-х годов 20 века , умер в 1976 году. Он был сыном скульптора, так что свою детскую мастерскую при мастерской отца имел всегда. Но по стопам отца-классика не пошел.
Если все его скульптуры каким-то образом систематизировать, то получится три большие категории: скульптуру из проволоки, мобили и стабили.
Еще в детстве Александр наблюдал, как его отец делал каркасы из проволоки и арматуры, которые служили основой для будущих скульптур, постепенно обрастая глиной или камнем.Тога у него родилась идея, что сама по себе проволока уже являеся самодостаточным материалом для скульптуры. К тому же в таком виде скульптура только очерчивает объем, оставаясь прозрачной, она не имеет массы. Этот посыл схож с идеей футуристов, который сформулировал Модильяни: "Один объект не должен теряться из виду за другим, а должен быть виден за ним, и это происходит за счет того, что первый объект становится проницаемым."
Похожая рыба висит на выставке, только там обозначен только глаз, без чешуи. Чешуйки и глаз - это разноцветные стеклышки.
Другая группа скульптур - это мобили. Они меня просто покорили!
Мобили - это подвижные, легкие конструкции, которые начинают вращаться от дуновения ветра или с помощью электричества. Идея в том, что в этом случае скульптура движется вокруг зрителя, а не наоборот.
Их легкое движение, тени, которые они отбрасывают просто завораживают.
Основная часть мобилей выставлена в Белом зале, и там совсем никак нельзя было сфотографировать работы.
Многие из мобилей Колдера стали декоративным украшением частных интерьеров и пользовались огромной популярностью. Я бы тоже не отказалась от такого арт-объекта дома.
Еще из интернета:
Третья категория работ - это стабили. Здесь основной принцип в том, что зритель ходит вокруг и внутри скульптуры, перемещаясь, видит новые ракурсы фигуры, в отверстиях отображаются разные виды.
На выставке представлены макеты его скульптур, потому как по жизни они имеют довольно внушительные размеры.
Еще из интернета.
Эта была выставлена на аналогичной выставке в Амстердаме.
Эта установлена в Монреале.
Вернемся на выставку и еще пару картинок мобилей.
Эта мышь входит в число моих любимчиков. То, что это мышь, точно можно определить только по тени. Какова задумка, а?
Выставка работает в ГМИИ им Пушкина до конца августа. Кстати, по единому билету можно охватить еще и "Младших Брейгелей" (до 02 августа). А также посмотреть на "Царство Флоры" Пуссена (до 26 июля) - выставка одной картины из Дрезденской картинной галлереи.