Вчера побывала на очень милой выставке в Историческом музее - "Английский завтрак". Возможно, маленькая экспозиция и не произвела бы на меня какого-либо впечатления, если бы не удалось попасть на экскурсию, которую проводила смотрительница фондов. Каждая тарелочка и чашечка заиграла новым светом под обрушившимся на нас потоком информации. Кстати, подобные экскурсии по выставке проходят каждый четверг в 17-00 и не требуют дополнительный платы, кроме как оплаты входного билета, естественно.
Итак, что удалось узнать и увидеть.
Традиция английского завтрака сформировалась в 19 веке и была обусловлена внешними факторами: суровым холодным климатом и тем, что страна была промышленная. Многие ходили на службу, в том числе и аристократия. Пищу принимали, как правило, два раза в день: плотный завтрак и ужин, который называли обедом. Все члены семьи утром спускались на завтрак в столовую. Только замужним дамам этикет позволял принимать завтрак в постели. Для остальных членов семьи завтрак накрывали по принципу «шведский стол». Все блюда выставлялись на отдельный буфет и каждый накладывал себе столько и того, чего желал. На этом в том числе и экономили: прислуга стоила дорого, а в данном случае не нужно было каждого обслуживать, к тому же в тарелку клали ровно столько, сколько хотели съесть, и не нужно было выкидывать несъеденное. Завтрак был очень плотный: подавали и мясо, и подливу, и бобы, и овощи, и десерты.
Поэтому на выставке, несмотря на то, что она называется «Английский завтрак», представлены и различные тарелки, и супницы, и террины, и большие севировочные блюда. В быту даже среди аристократии чаще использовалась посуда из фаянса, чем из фарфора. Такая посуда была более доступна, хоть и была более тяжелой, массивной и не такой праздничной. Фарфоровую посуду чаще коллекционировали или использовали исключительно по праздникам.
Выставку открывает "Парчовый" сервиз фабрики Чарльза Мейсона (не путать имя английского производителя с немецким фарфоровым заводом в местечке Мейссен). Назван сервиз по наименованию ткани, откуда брались цветочные узоры для декорирования. Изготовлен из фаянса, который был изобретен в 1813 год.
Чай в Англии был дорог. Стал популярен только во времена королевы Виктории, которая бесплатно раздавала чай для дегустации. В Англию чай из Китая доставлялся по морю и за это время пропитывался морской солью, приобретая специфический горько-соленый привкус. Поэтому в Англии особенно популярны стали чаи с добавками и с молоком для смягчения вкуса.
Завод братьев Корниловых. Техника подглазурной печати. Она придавала посуде блеск, даже на фото это видно. Сервиз из фарфора. Такая техника крайне редко применяется к фарфору. Краски минерального происхождения, обжиг осуществлялся при 600 градусах - при такой температуре краски могли потерять свои колористические свойства или расползтись.
Этрусский стиль, мода на античность.
У. Гамильтон издал 4-х томный каталог античных сюжетов со своими комментариями. Ввел тем самым моду на античность, что нашло отражение и в узорах на посуде. Как например, на тарелке из Греческого сервиза.
На центральной части тарелки ("зеркале") изображен Зевс, представший перед своей земной возлюбленной в человеческом облике с миртовым венком на голове - символом Афродиты. Таким образом, у каждого сюжета есть своя интерпретация.
Изготовители посуды не были художниками, а скорее копийщиками известных сюжетов.
Интересно, как наносили рисунок на керамику. Вначале делали рисунок на специальной бумаге - "липок", ее прикладывали на специальную пластину, наносили краску и обжигали. Точно рассказать о технологии не могу, но что интересно - эти "липки" англичане потом продавали со своим патентом и русские мастера часто их приобретали и использовали в декорировании своих изделий. Использовали, как могли. Например, на темно-желтой тарелке видно, что "липок" на внутреннем ободке не был предназначен для глубокой тарелки и ему по кругу сделали надрезы, чтобы рисунок смог плотно лечь.
Но далеко не все русские мастера покупали официальные "липки". Некоторые качали бесплатно через торрент перерисовали сюжеты с уже готовых сервизов. Например, тарелка под номером 10 - английский оригинал, а ниже, зеленая тарелка - ее русская копия. Найдите, как говорится, 10 отличий.
Это просто интересный образец - тарелка с подогревом. В дырочку наливали кипяток и закрывали пробкой. Так блюдо на тарелке долго оставалось горячим.
Две витрины на выставке посвящены Веджвуду, но я не буду здесь о нем рассказывать. Если помните, недавно у меня был рассказ о шикарной выставке Веджвуда. После тех экспонатов, Исторический музей выглядит бледно.
Витрина 1812 года
Две тарелки изготовлены на заводе Веджвуда. Сюжеты полностью ориентированы на российский рынок.
Сюжеты взяты из медалей Федора Петровича Толстого. После победы в Отечественной войне 1812 года Федор Толстой выпустил серию медальонов, посвященных тем событиям. Медальоны пользовались широкой известностью, их сюжеты даже нашли отражение в варианте проекта Аександровской колонны. В серии было 20 медальонов.
На представленных тарелках были использованы следующие сюжеты с медалей: Битва бородинская; с девизом : «Бог мой, Помощник мой и уповаю на него.»«Народное ополчение» с девизом: «С крестом в сердце, и с оружием в руках, ни какие человеческие силы не одолеют нас.»
Кружки по теме изготовлены в России. На одной - карикатура на Наполеона. Дьявол держит младенца Наполеона, завернутого во французский триколор.
Вторая с уланом, а на дне лягушка. Это кружка-шутиха. Англичане суеверно относились к лягушкам и жабам, считали, что они выделяют яд. Выпивший свой эль, англичанин пугался, вызывая хохот окружающих.
Кувшин тоби с Наполеоном.
Кувшины тоби, которым посвящена отдельная витрина, обычно выполнены в виде мужской фигуры. В Англию пришли из Германии. При этом стали символом английской керамики. Крышка кувшина одновременно являлась стаканом. Поэтому важно было, чтобы ее стенки были довольно высокими, а тулья шляпы плоской, чтобы, перевернув, такой стакан можно было поставить на стол.
Классика жанра - это сидячая фигура с кружкой эля. Если мужчина, то еще и с трубкой.
Изображали и реальных персонажей. Например, Джоржд Уайтфилд - проповедник, славящийся своими длинными проповедями и прихожанам приходилось возвращаться домой в темноте. Поэтому часто изображался с фонарем. На английском варианте кувшина достигнуто портретное сходство, даже отражено изменение в мимики лица после перенесенного инсульта. В русской версии - это просто копия, без привязки к конкретному лицу.
Мода на англо-готический стиль. Отлитие рельефных форм. Простота изготовления, не требующая ручного труда.
Еще несколько интересных экспонатов. Например, вазы для луковичных цветов.
Посуда в русском стиле, который открыли для нас англичане. Вначале была изготовлена английская тарелка, с рисунком, иммитирующем русскую народную вышивку. А потом уже на фарфоровом заводе Кузнецова, по мотивам английского рисунка, создали кофейный сервиз с теми же элементами. Причудливо искали мы русский стиль, однако.
А это посуда из Английского клуба. Кухня Английского клуба славилась своей изысканностью и высшим шиком для аристократии было пригласить шеф-повара из Английского клуба обслуживать домашний парадный обед. При этом посуда в Английском клубе была очень простой, чтобы оттенить главный шедевр - само блюдо.
Англичане довольно много посуды изготовливали с сюжетами, ориентированными исключительно на российский рынок. Так было с теми самыми тарелками по мотивам медальонов Ф.Толстого. То же самое можно увидет и на этих английских тарелках, где изображены достопримечательности раных российских городов.
Вот, собственно, и все, что я хотела показать. Выставка, правда, маленькая - всего два небольших зала. Но для ценителей и любителей и то в радость.
Выставка будет работать до 3 марта в главном здании Исторического музея.