О пожароопасной ситуации в России и о том, как должна быть устроена эффективная система пожаротушения, корреспонденту
Агентства социальной информации рассказал руководитель противопожарного проекта Гринписа России Григорий Куксин.
Г.К.: В целом лето-2011 оказалось гораздо тяжелее лета-2010, по крайней мере, по площади выгоревшего леса. По данным космического мониторинга, проведенного сотрудниками Гринписа России на основании общедоступных спутниковых данных, в этом сезоне огнем охвачено не менее 7 млн га лесных территорий (в прошлом году полыхало около 6 млн га). Скорее всего, площадь возгорания будет увеличиваться - пожароопасный период еще не закончился. Как и в 2010 году, огнем охвачены Ростовская, Волгоградская, Ростовская области и другие южные регионы. Наиболее страшные пожары отмечены в Якутии (по данным Гринписа, площадь возгорания составляет не менее 2 млн га) и Архангельской области (около 85 тыс. га). Новая волна пожаров началась в центральной России, в частности, в Ивановской области.
Корр.: Каковы основные причины возгорания?
Г.К.: Почти все пожары (более 90%) происходят в связи с неосторожным обращением с огнем и поджогами травы. Единственная природная причина - сухие грозы - возникае т очень редко. За тушение лесных пожаров в Московской области отвечает Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Деньги на обеспечение этой деятельности выделяются напрямую из федеральной казны. В остальных субъектах РФ за их тушение отвечают
территориальные службы лесного хозяйства, которые также контролирует Рослесхоз. Финансирование этих служб - дело регионов...
Кроме того, в большинстве субъектов Федерации есть свои противопожарные службы, которые тушат нелесные пожары, а также территориальные органы и подразделения МЧС - они тушат пожарына особо важных объектах экономики и в населенных пунктах. С большей частью субъектов РФ у МЧС действуют соглашения о том, что на средства региона министерство организует тушение всех пожаров, кроме площадей лесного фонда. Последние, повторюсь, тушат службы лесного хозяйства субъектов РФ (за исключением Московской области), если только не вводится режим ЧС. В данном случае тушение пожаров должно осуществлять МЧС. Министерство же отвечает в целом за государственную политику в сфере тушения пожаров. А С. Шойгу возглавляет межведомственную комиссию, ответственную за координацию этих структур (противопожарные службы регионов, территориальные органы и подразделения МЧС, службы лесного хозяйства) и своевременное принятие мер по тушению пожаров.
Но на практике данная схема почти не работает. Служба лесного хозяйства недостаточно защищает от пожара наши леса. Нет ни техники, ни специалистов… Кроме того, часть лесных массивов до сих пор значатся как земли сельскохозяйственного назначения (поскольку не переведены в Лесной фонд), что также затрудняет их тушение службой лесного хозяйства. Бывало, прокуратура штрафовала лесников за тушение пожаров на неподведомственных им территориях из-за "неправильного расходования бюджетных средств".
Пожарная охрана, подведомственная МЧС, и противопожарные службы субъектов РФ еще как-то справляются с тушением в населенных пунктах. А вот поля, торфяники, неудобья (участки местности, непригодные для механизированной обработки почвы), лесополосы вообще не охвачены системой обнаружения и тушения пожаров. Тушить эти земли отказываются и МЧС, и противопожарные службы субъектов РФ, и органы лесного хозяйства. Между тем именно на этих землях возникает до 98% пожаров. Пока они не перекинутся на поселения или лесные массивы, из-за межведомственной неразберихи их никто не тушит. А время идет, пожары набирают силу…
Другая проблема, препятствующая эффективному тушению пожаров, связана с тем, что службы лесного хозяйства (лесная охрана) были фактически ликвидированы после принятия в 2006 году Лесного кодекса. В результате была устранена их функция по охране леса (поиск нарушителей, очагов пожаров). Остались только функции по контролю и надзору. Таким образом, инспекторы проверяют работу лесохозяйственных организаций, то есть заняты бумажной работой. Новая редакция Лесного кодекса привела и к уничтожению централизованной авиационной охраны. Лесная авиация без возможности межрегионального маневрирования была передана в ведение региональных служб лесной охраны.
На бумаге в 2011 году службу лесной охраны восстановили, однако это не привело к увеличению числа специалистов - функции лесных охранников "повесили" на тех же инспекторов. Надеемся, что вместе с возвратом функции по охране постепенно появятся и специалисты… Исключение - Московская область. Здесь с 2010 года в службах лесного хозяйства резко возросла численность специалистов и техники. За тушение пожаров в Подмосковье из-за близости к столице отвечает Рослесхоз. Объем средств, выделяемых на эти цели, несопоставим с другими регионами.
Тем не менее, из-за того, что вопросы общей координации и организации тушения пожаров не решены, в Подмосковье также возникает немало пожаров вне лесного фонда - ответственность за тушение огня на торфяниках и полях "размазана" между ведомствами.
Еще одна причина лесных пожаров - замалчивание фактов возгорания. Подобных примеров немало на лесном форуме Гринписа. Так, по данным МЧС РФ и ГУ МЧС по Республике Саха (Якутия), в регионе действующих лесных пожаров сейчас нет. На деле в республике продолжает действовать несколько крупнейших лесных пожаров на общей площади примерно в 100 тыс. гектаров. Они идентифицируются всеми доступными системами дистанционного мониторинга (ИСДМ, FIRMS, SFMS). Дым от пожаров хорошо виден на космических снимках MODIS…
Корр.: Изменилось ли что-нибудь с 2010 года в организации тушения пожаров?
Г.К.: Власти практически не учли прошлых ошибок. Выделенные из федерального бюджета средства на приобретение новой техники существенно ситуацию не изменили. Из-за бюрократических проволочек техника, которая была обещана службам лесного хозяйства к этому сезону, только начинает поступать. Сохраняется острая нужда в специалистах в области лесного хозяйства…
Во многом благодаря усилиям НКО, в частности, Гринписа, а также добровольцев по наиболее опасным пожарам удалось добиться реакции со стороны органов власти. Как правило, это происходит, когда к делу подключаются журналисты. Так произошло в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области и Кимрском районе Тверской области.
Корр.: Как должна быть организована эффективная система пожаротушения на природных территориях?
Г.К.:Нужно ведомство, отвечающее за координацию пожаротушения на территории страны (например, МЧС). Для тушения лесных массивов предназначены службы лесного хозяйства. Для организации их эффективной работы необходимо восстановить лесную охрану хотя бы в дореформенном виде - и наземную, и централизованную авиационную, а также организовать общественный контроль за тем, чтобы не замалчивалась информация о возгораниях. В идеале лесная охрана должна быть самостоятельной федеральной службой или, по крайней мере, многочисленной, хорошо оснащенной и находиться в подчинении субъектов РФ. Задача координационного органа - осуществлять контроль за ситуацией с пожарами, отслеживать очаги возгорания, а также направление помощи туда, где она требуется.
Корр.: В этом году был принят закон "О добровольных пожарных дружинах"…
Г.К.: Суть закона заключается в том, что государство должно поддержать процесс создания добровольных пожарных дружин в населенных пунктах, куда не может быстро добраться государственная пожарная охрана. Сегодня четверть населения страны проживает за пределами доступности пожарной охраны - вдали от крупных городов. В случае пожара они не смогут своевременно получить помощь. Проект закона, подготовленный НИИ пожарной охраны, был принят в спешке. Поэтому в нем прописаны такие требования к созданию добровольных пожарных дружин, которые фактически невозможно выполнить.
Предположим, существует деревня с десятком жителей, которые хотят защитить себя от пожаров. По закону они должны зарегистрировать юридическое лицо в отделении Минюста, получить лицензию на тушение пожаров в населенном пункте. Вдобавок им требуется профессиональная подготовка, стаж работы в пожарной охране, специальная техника. Кроме того, в штате добровольного объединения должно быть не менее трех человек (водитель, бухгалтер и руководитель), которым необходимо платить зарплату. Добровольные пожарные должны выходить регулярно на дежурство. При этом никакой поддержки со стороны государства в законе… не предусмотрено. Выходит, волонтеры должны сформировать пожарную дружину на свои средства? Чтобы показать, что закон работает, "на бумаге" создано несколько показательных добровольных дружин в М осковской области. Но мы их пока не видели...
Корр.: Что, на Ваш взгляд, должны делать волонтеры: тушить пожары или вести информационную работу?
Г.К.: Сегодня добровольцы, которые принимали участие в тушении пожаров в 2010 году, переключились на обнаружение очагов возгорания. Думаю, они должны оказывать информационную поддержку, участвовать в обнаружении пожаров, заниматься общественным контролем...Знаете, на островах Ладожского озера в Ленинградской области и на территории Республики Карелия добровольцы не первый год подряд тушат пожары своими силами. Подобные команды действуют в Талдомском районе в Московской области. Существует много небольших организаций и инициативных групп, которые занимаются этой работой, не получая господдержки.
Я считаю, что для развития массового добровольчества, особенно для защиты силами добровольцев удаленных и малочисленных поселений, необходимо полностью изменить закон о добровольной пожарной охране или хотя бы отменить действующий.